КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 24-28-01153

НазваниеВовлеченность молодежи в коммуникацию с органами местного самоуправления в социальных медиа как условие формирования доверия: региональный аспект

Руководитель Савчук Галина Анатольевна, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" , Свердловская обл

Конкурс №89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые слова молодежь, социальные медиа, органы муниципального самоуправления

Код ГРНТИ04.51.54


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект фокусируется на важных аспектах коммуникации органов местного самоуправления с населением в социальных медиа и нацелен на выявление основных закономерностей подобных практик в контексте взаимодействия молодежи в интернет-среде. Фундаментальной научной проблемой, на решение которой направлен проект, является потребность в формировании устоявшихся и точных социально-гуманитарных принципов понимания потенциала цифровизации в коммуникации органов местного самоуправления с молодежью в социальных медиа. Комплексный анализ основных закономерностей осуществления коммуникации органов местного самоуправления с населением в социальных медиа будет проводиться на основе теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Возможность трансформации коммуникативной вовлеченности молодежи в доверие органам публичного управления будет рассматриваться в контексте концепции доверия П. Штомпки. Важной составляющей исследования будет применение теории фрейминга для определения специфики коммуникативного взаимодействия в социальных медиа как разновидности масс-медиа. В ходе исследования сплошным образом будут отобраны и проанализированы с помощью метрик аккаунты администраций городов, городских округов и глав муниципальных образований УрФО в социальной сети ВКонтакте. Также, на основе использования метрик, будут выявлены доступные для анализа социально-демографические характеристики подписчиков и их основные поведенческие реакции. На этой основе будут выделены наиболее популярные аккаунты и проведен анализ по выявлению их отличительных черт. Далее будут выделены тексты, обеспечивающие наибольшую вовлеченность молодежи в коммуникацию и на их основе будут выявлены типичные фреймы подачи информации, вызывающих наиболее активную реакцию. Далее, будет использован метод глубинного интервью (n=20). Респондентами выступят представители молодежи, подписанные на паблики органов местного самоуправления. На материалах интервью будут выявляться типичные модели потребления информации такого рода и оцениваться потенциал перехода от вовлеченности в коммуникацию к формированию доверия к органам публичного управления. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1) Общетеоретическая дискуссия современной социально-гуманитарной науки о возможностях цифровой коммуникации влиять на отношение молодежи к социально-значимым явлениям в ходе исследования пройдет эмпирическую проверку на материалах конкретного кейса. 2) Будут существенно дополнены статистико-социологические сведения о преобладающих модальностях использования виртуальных социальных сетей представителями молодежи, а также будут дополнены результаты замеров активности органов публичного управления с помощью различных метрик. 3) На базе собранных данных будет построена концептуальная аналитическая модель для дальнейших исследований поведения участников коммуникации в социальных медиа, объясняющих основные тенденции и закономерности поведения молодежи в социальных медиа. 4) В ходе исследования будет получен материал, который позволит сделать обоснованные выводы не только о роли социальных медиа в формировании доверия к органам местного самоуправления со стороны молодежи, но и о направлении влияния социальных медиа на пользователей в целом.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2024 году
В исследовании «Потенциал вовлеченности молодежи в коммуникацию с органами муниципального самоуправления в социальных медиа» был реализован комплексной анализ основных закономерностей коммуникации органов местного самоуправления с населением в социальных медиа. Методология исследования базируется на теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Основной научный вопрос, можно ли рассматривать усилия органов публичного управления по организации коммуникации с населением в социальных сетях в перспективе перехода от стратегического социального действия к коммуникативному, и есть ли потенциал у вовлечения молодежи в коммуникацию с органами местного самоуправления в социальных сетях с целью достижения совместных результатов в определенных ситуациях. Опираясь на новые методы анализа этой проблематики, на первом этапе фокус внимания был на интегральной оценке успешности коммуникации органов местного самоуправления в социальных сетях. Авторская методика, разработанная для анализа коммуникационной деятельности органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) в социальных сетях, в отличие от существующих, основана на учете только тех показателей, которые характеризуют успешность коммуникации. Для проведения исследования были выбраны муниципалитеты субъектов Уральского федерального округа (далее ‒ УрФО). Методом сплошного выборки были отобраны официальные аккаунты администраций муниципальных, городских округов и муниципальных районов субъектов Уральского федерального округа. Всего выборочную совокупность составили 203 аккаунта. Для исследования была выбрана социальная сеть «ВКонтакте», так как она, по данным Mediascope, имеет значительно больший ежемесячный охват населения России старше 12 лет, чем «Одноклассники» (74 % против 42 %, март ‒ май 2024 г.). Также в данной социальной сети доступен сбор данных с помощью парсинговых инструментов, таких как «Церебро 3.0», TargetHunter и других аналогичных решений. После вступления в силу Федерального закона № 270-ФЗ во всех регионах УрФО увеличилась публикационная активность администраций муниципалитетов в социальной сети «ВКонтакте». Однако ее прирост в регионах различается: минимальное и максимальное значение отличаются друг от друга более, чем в 10 раз (от 4,9 % в Курганской области до 53,4 % в Тюменской области). В то же время, высокая публикационная активность еще не приводит к более успешным результатам коммуникационной деятельности. Получается, что в настоящий момент созданы условия для ведения открытой и вовлекающей коммуникации муниципалитетов с населением в социальных сетях, но пока нет устойчивых результатов, доказывающих ее эффективность. Также выявлено, что пока нет устоявшихся, стабильных практик в работе муниципалитетов в социальных медиа, сильны региональные различия. Выявлено, что вовлеченность в коммуникацию подписчиков заметно выше в аккаунтах глав муниципальных образований по сравнению с аккаунтами администраций муниципалитетов. В целом просматривается тенденция, что более успешную коммуникацию в социальной сети «ВКонтакте» ведут малые по численности города УрФО. Это характерно для большинства регионов, за исключением Курганской и Челябинской областей. В Курганской области на первом месте средние по численности города, а в Челябинской области показатели малых городов такие же как у группы крупных и больших городов. Авторами разработан индекс успешности коммуникации администраций муниципалитетов субъектов УрФО с населением (результаты можно посмотреть здесь: https://datalens.yandex/3xvalwljtprcq). Проанализированные аккаунты разделены на четыре квартиля, при этом аккаунты, отнесенные к первому квартилю, наиболее успешны в построении коммуникации с населением. На основании доступных для анализа характеристик подписчиков аккаунтов администраций муниципалитетов, можно выделить следующие типичные тенденции: преобладание женщин (69,30 %), преобладание лиц среднего возраста 36–59 лет (50,42 %), преобладание подписчиков, которые не проявляют активность по отношению к контенту (91,10 %). Для аккаунтов глав муниципальных образований характерны те же тенденции. Вовлеченность молодежи в коммуникацию с органами местного самоуправления субъектов Уральского федерального округа в социальных медиа можно определить как низкую. Несмотря на то, что доля подписчиков аккаунтов муниципалитетов в социальной сети «ВКонтакте» в возрасте 14-35 лет, среди всех подписчиков, указавших в своем профиле возраст, составляет 43,30 %; доля активных подписчиков, которые оставили не менее 12 любых реакций на посты за год, среди молодежи составляет 4,9 %. Дополнительно это подтверждается невысокими показателями по вовлеченности подписчиков в целом, которая различается в зависимости от субъекта УрФО и численности муниципалитета и варьируется в диапазоне 0,44 (Ханты-Мансийский автономный округ) до 1,06 (Ямало-Ненецкий автономный округ) и от 0,24 (административные центры) до 0,78 (малые города) соответственно. На следующем этапе исследования применялась теория фрейминга. Анализ когнитивных схем, которые позволяют классифицировать информацию, проводился с опорой на одну из наиболее цитируемых классификаций, выделяющих общие фреймы, присутствующие во всех журналистских текстах независимо от темы: фрейм конфликта, фрейм экономических последствий, фрейм индивидуальных интересов, моральный фрейм и фрейм ответственности. Для выделения фреймов использовалась методика Х. Семетко и П. Валкенбурга, с адаптацией к машинному анализу. Больше всего внимание аудитории аккаунтов, среди постов с наибольшими медианными показателями по вовлеченности, привлекают фреймы индивидуальных интересов 23,35 % и морали 23,24 %. Вместе с тем, можно отметить, что эти два фрейма не могут служить инструментом вовлечения граждан в обсуждение и принятие управленческих решений. Для вовлечения в обсуждение и принятие управленческих решений более адекватны фреймы ответственности и экономических последствий. https://gsem.urfu.ru/ru/science/portfolio-nauchnykh-proektov/2024/rsf-24-28-01153/

 

Публикации

1. Савчук Г.А., Банных Г.А., Кульпин С.В., Курашов Р.М. Анализ успешности коммуникации органов местного самоуправления регионов Уральского федерального округа с населением в социальной сети “ВКонтакте” Регионология (год публикации - 2024)

2. Савчук Г.А., Банных Г.А., Кульпин С.В., Курашов Р.М. Коммуникация студенческой молодежи с органами местного самоуправления в социальных медиа НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. СОЦИОЛОГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ, Т. 10. № 3. С. 168-183. (год публикации - 2024)
10.18413/2408-9338-2024-10-3-1-1