КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 24-28-01177

НазваниеТворчество Даниила Хармса в контекстах литературы, культуры, истории

Руководитель Валиева Юлия Мелисовна, Кандидат филологических наук

Организация финансирования, регион Автономная некоммерческая организация высшего образования "Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского" , г Санкт-Петербург

Конкурс №89 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-452 - Литературоведение

Ключевые слова Авангардизм, имажинизм, футуризм, соцреализм; смысл и абсурд, норма и патология, игра и язык; семиотика, экзистенциализм, структурализм; «чинари», обэриуты; новая реальность и творчество; рецепции и интерпретации

Код ГРНТИ17.09.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В 2025 году исполняется 120 лет со дня рождения Даниила Хармса, который является, согласно рабочей гипотезе проекта, едва ли не самым недопонятым и недооценённым советским писателем. После Перестройки он стал и остаётся до сих пор весьма популярным, а оценки его творчества стали более взвешенными, положительными и разносторонними. Однако целостного портрета Хармса – тем более как специфического зеркала отечественной культуры - в гуманитаристике пока не создано. Укажем причины такой ситуации. 1) Сложность текстов Хармса, предполагающих скрытые подтексты и игру значениями на грани смысла и абсурда, что породило рой неоднозначных оценок его творчества. 2) Хотя рецепциям наследия Хармса уже исполнился век, они долгое время выстраивались с очевидными изъянами и предубеждениями, обусловленными социально-идеологическими причинами. 3) Хотя в постсоветской науке контекстные горизонты восприятия наследия Хармса, как и ближайшего к нему круга «чинарей» и обэриутов, расширились, освоение этих новых горизонтов все еще является недостаточным для комплексного восприятия и системной оценки. 4) Творчество Хармса достаточно редко рассматривается в качестве цельного феномена, в котором различные элементы выражают общее миропонимание. Рабочая гипотеза: для уяснения сущностных характеристик творчества Хармса, его значения и места в отечественной литературе и культуре необходимо учитывать весь комплекс обстоятельств, но ключевой следует сделать работу в русле третьей и четвертой из причин недооцененности его творчества. Контекст – не только ОБЭРИУ, пролеткульт и соцреализм, но и авангардизм, футуризм, а также мистический и магический реализм классической русской литературы. Творчество Хармса требуется непременно осмысливать философски с учетом таких идейных и художественных течений ХХ века, как феноменология, экзистенциализм, семиотика, сюрреализм и постмодернизм. Важнейшим фактором, образующим концептуально-идеологический фон осмысления, является также мифологема человека-творца, созидающего новую реальность, занявшая центральные позиции в культуре ХХ столетия. Создание целостной картины отношения к наследию Хармса как к некой специфической призме отечественной литературы позволит: 1) прояснить сущностные черты его миропонимания, 2) сформировать показательный срез развития отечественной культуры советской эпохи в ее внутренних противоречиях, 3) взаимно обогатить различные области гуманитаристики – литературоведение, эстетику, культурологию, семиотику, герменевтику. Предложенное нами исследование миропонимания и художественного творчества Хармса будет первым в мировой гуманитаристике.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2024 году
1. Создание оригинал-макета и публикации антологии/коллективной монографии «Даниил Хармс: pro et contra» объемом 67 п.л.: Антология/коллективная монография решает исследовательскую задачу систематизации и критической аналитики оценок личности и творчества Хармса с учетом разнообразных контекстов от первых откликов до наших дней, с опорой как на открытые источники, так и на малоизвестные, не опубликованные или не переведенные пока материалы, относящиеся не только к разрезу внутренних саморефлексий сообщества ОБЭРИУ, но и более широкого круга акторов. Издание приурочено к 120-летию со дня рождения Даниила Хармса (1905–1942), одного из лидеров группы «ОБЭРИУ», основоположника направления литературы абсурда в русской словесности. В двух разделах книги представлены материалы хармсоведения за сто лет: от прижизненной критики и рецензий в газетной и журнальной периодике 1920-х гг. до посмертных публикаций о Хармсе в СССР и за рубежом в 1960–1970-е гг. и современных филологических и историко-культурных исследований. В фокусе pro et contra исследуются не только особенности восприятия художественного мира Хармса в советскую и постсоветскую эпохи, но и отношение к двум сторонам его творчества, «взрослому» и «детскому». В разделе «Современные исследования» публикуются фрагменты из монографий и избранные статьи специалистов по творчеству Хармса и обэриутоведов. Наряду с работами отечественных филологов в антологию вошли и статьи зарубежных славистов, при этом некоторые из них впервые станут доступны читателю в русском переводе. В состав тома включен раздел «Повесть Хармса “Старуха” в зеркале интерпретаций», дающий представление о разных прочтениях этого произведения. Издание рассчитано как на специалистов-исследователей, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей отечественной культуры. 2) Разработка концепции и структуры, а также подготовка материалов для написания глав монографии руководителя проекта Валиевой Ю.М. с рабочим названием «ОБЭРИУ: Casus Sovieticus»: Монография посвящена анализу влияний, сформировавших творческую, философскую и художественную практику Хармса и сообщества ОБЭРИУ, а также влияний, которые они оказали на культуру и литературу, а также изучению поэтики обэриутов в контексте их «советских» текстов. На страницах книги будет отражен источниковедческий анализ «советских» текстов Липавского и Введенского, а также их сопоставительный анализ с их обэриутскими произведениями. Такой ракурс даст возможность проявить скрытые мотивы некоторых герметических, трудных для интерпретации обэриутских текстов, обнаружить ряд новых источников, среди которых особый интерес представляют кино-тексты 1920-х-1930-х гг. Еще одним аспектом исследования станет текстологический анализ произведений И. Бахтерева 1950-1980-х гг., их поэтика и источники, а также контекст его творчества периода вхождения в круг авторов ленинградского андеграунда. Также в монографию войдет аналитический обзор рецепции произведений Хармса для детей в научном дискурсе и в литературной критике, с акцентом на тенденциях, характерных для тех или иных социокультурных полей (в том числе, самиздатской периодике). В состав книги будут также включены главы о мало изученных авторах обэриутского круга: Г. Кацмане, С. Цимбале, А. Разумовском и адресате поэтических посланий обэриутов Эрике Эдельман. В Приложении будт опубликованы введенные Ю.М. Валиевой в научный оборот и прокомментированные архивные материалы, в том числе «Следственное дело Г. Кацмана 1927 г.» и дневник 1929-1931 г. Эрики Эдельман, тексты А. Введенского к детской опере «Глупый Ганс». Монография будет интересна для литературоведов, филологов, искусствоведов, культурологов, представителей других гуманитарных наук, а также всех читателей, интересующихся отечественной литературой и культурой в целом. 3) Открытие демонстрационной версии информационного ресурса с рабочим названием «Хармс в культуре» по адресу http://kharms.rhga.ru. На настоящий момент информационный ресурс содержит следующие основные разделы: Феномен Хармса и его эпоха (начат сбор контента, посвященного эпохе модернизма и ее влияниям на творчество писателя); Творчество: смысл и абсурд (начато создание динамичной информпанорамы целостного образа творчества Д.Хармса в контекстах литературы, философии, социально-культурных измерений с учётом максимально полного спектра проблемных аспектов); Pro et contra: критическая аналитика (начато создание палитры мнений и исследовательский позиций отечественных и зарубежных специалистов; возможности цифрового формата позволят провести наиболее полную систематизацию критической аналитики оценок личности и творчества Хармса в различных контекстах); Влияния; Библиография; Медиа-архив; Обсуждения. На базе информационно-аналитического ресурса создается максимально репрезентативная для русскоязычного читателя картина отношений к феномену Д.Хармса, включающая не только тексты и документы, но и видеоряд. Информационный ресурс является расширенной версией проекта, где будут размещены материалы как исследовательского, так и медийного характера, включая расширенный вариант антологии, документы, артефакты, полный объем рефлексий творческого наследия Д.Хармса. 4) Промежуточные научные результаты исследования, обобщения, дискуссионные вопросы и ключевые выводы отражены в публикации четырех аналитических статей по тематике проекта (запланировано было не менее трех статей), а также в выступлениях с докладами по тематике проекта на различных научных мероприятиях. Основной результат исполнения поставленных задач – создание целостного образа восприятия творческого наследия Д.Хармса с учётом различных социальных, художественных и научных контекстов. Полученные (антология) и ожидаемые (монография, информационный ресурс) в результате исследования конечные научные продукты обнаружат новые современные ракурсы восприятия и изучения личности и творческого наследия Д.Хармса; дадут целостную и систематически выстроенную картину истории их восприятия в отечественной и мировой культуре; позволят не только познакомиться с классическими текстами и архивными источниками, но и представят современный дискурс идей. Научные продукты ориентированы как на узких специалистов, так и на широкого читателя, могут быть использованы в научных и учебных целях, носят междисциплинарный характер и предназначены для литературоведов, культурологов, искусствоведов, философов, специалистов в области семиотики, представителей других гуманитарных наук, а также для всех читателей, интересующихся отечественной литературой и культурой. Все поставленные исследователями на второй этап реализации проекта цели и задачи выполнены. В целом уровень исполненности от общего объема двухлетних работ может быть оценен в диапазоне 50%.

 

Публикации

1. Кобринский А.А. Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, № 4, 2024. (год публикации - 2024)

2. Валиева Ю. М., Кобринский А. А. Даниил Хармс: pro et contra, антология / Сост., вступ. статья, комментарии Ю. М. Валиевой, А. А. Кобринского. — СПб.: РХГА, 2024. — 1072 с. — (Русский Путь)., 1072 с. (год публикации - 2024)

3. Валиева Ю. М. Письмо Михаила Ерёмина Льву Лосеву о Пастернаке Новое литературное обозрение, 2024. №2(186). – С. 211-223. (год публикации - 2024)
10.53953/08696365_2024_186_2_211

4. Валиева Ю. М. Неизвестные страницы изучения и публикации Даниила Хармса в 1960-е годы: памяти Анатолия Александрова ЗБОРНИК МАТИЦЕ СРПСКЕ ЗА СЛАВИСТИКУ, № 106. 2024. – С. 341-363. (год публикации - 2024)
10.18485/ms_zmss.2024.106.22

5. Панкратова Е.В. Пространство как структурообразующая категория в художественном мире Д. Хармса ВЕСТНИК РУССКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ, Том 25. Вып. 2. 2024. – С. 186-195. (год публикации - 2024)
10.25991/VRHGA.2024.2.2.017