КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 24-78-00206

НазваниеМодель анализа структурных и содержательных характеристик ценности знания на протяжении второй половины XIX – начала XXI вв. на примере студентов Томского университета: связь времен и поколений

Руководитель Дунбинский Илья Александрович, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" , Томская обл

Конкурс №97 - Конкурс 2024 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые слова Ценность знания, ценность образования, высшее образование, абитуриенты, история, университеты, учебные округа, Российская империя, Российская Федерация

Код ГРНТИ03.09.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Цель работы. Разработка модели анализа структурных и содержательных характеристик ценности знания ценности знания на протяжении второй половины XIX – начала XXI вв. на примере студентов Томского университета, как конструкта их общественно-культурного сознания, политико-идеологической и гражданской идентичности. Научная значимость и актуальность исследования заключается в том, что, во-первых, в данном проекте ценность знания изучается не с позиции современности, а посредством методов исторической науки ценность знания изучается через сравнение дореволюционного и современного понимания содержания ценности знания. Во-вторых, в качестве уникального места проведения исследования был взят Томский университет, чьи студенты зачастую всегда формировались из значительной доли иногородних абитуриентов, следовательно, для большей части из них ценность знания проявлена значительно выше, чем для студентов других университетов, чьи студенты обычно поступали из родных регионов проживания. В-третьих, выбранная проектом тематика достаточно сильно переплетена, как с необходимостью суверенизацией высшего образования. Естественно, что поднятие подобного масштаба тем предполагает в первую очередь обращение к истории своей страны, чтобы определиться с ценностями, присущими российской цивилизации на протяжении всего ее исторического пути. В-четвертых, в рамках самого исследования применяется уникальный междисциплинарный подход сочетающий особенности исторического знания и методов автоматизированного анализа данных с использование алгоритмов Больших данных (Big Data). Таким образом, уникальность данного проекта связана не только с его междисциплинарным характером, материалом на котором будет построено исследование, а также ориентацией на решение актуальных вызовов современности, стоящих перед руководством РФ. Научная новизна исследования заключается в том, что, во-первых, впервые в отечественной исторической практике ставится вопрос об изучении ценности знания в ее ретроспективной динамике посредством методов исторического исследования. Проблематика систем ценностей и ценностных ориентаций индивидов активно исследуется в рамках социологии, аксиологии и психологии. Тем не менее, именно обращение к историческим методам исследования позволяет при анализе ценностей выявить не только эволюцию содержательного наполнения ценности, но и базовые, неизменные ее элементы, в то время как остальные гуманитарные науки фиксируют лишь текущее состояние тех или иных ценностей. Во-вторых, научной новизной исследования является ее междисциплинарный характер, который обусловлен спецификой предмета исследования и теми задачами, которые необходимо решить в процессе реализации программы исследования. В рамках проекта соединяются две области знания: исторические науки с одной стороны и информационные технологии с другой стороны. Поскольку предметом исследования выступает модель анализа структурных и содержательных характеристик ценности знания среди студентов Томского университета, то для анализа эмпирического материала требуется автоматизированный анализ данных с использованием Больших данных (Big Data). Для реализации проекта будут привлечены аспирант 1 года обучения Тухель Анатолий Андреевич, имеющий опыт в изучении социокультурных процессов Сибири, а также магистрант 1 года обучения Остапенко Мария Александровна, имеющая опыт в проведении биографических интервью и работы с автоматизированными методами анализа данных с использованием Больших данных (Big Data).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2025 году
В рамках реализации гранта РНФ «Модель анализа структурных и содержательных характеристик ценности знания на протяжении второй половины XIX – начала XXI вв. на примере студентов Томского университета: связь времен и поколений» № 24-78-00206 была разработана теоретико-методологическая модель комплексного анализа структурных и содержательных характеристик ценности знания среди дореволюционных и современных студентов Томского университета на основании источников личного происхождения, анализа социальных сетей и проведенных интервью. Разработанная модель легла в основу созданного гайда для проведения полу структурированных интервью со студентами биологического, исторического, филологического, юридического, механико-математического и физико-математического факультетов. Для сбора материалов дореволюционного происхождения для обозначенного исследования была проведена работа по выявлению, систематизации прошений абитуриентов Императорского Томского университета при поступлении их на медицинский, юридический, физико-математический и историко-филологический факультеты Императорского Томского университета для выявления понятийного содержания ценности знания. В ходе данной работы были выбраны, оцифрованы и набраны 330 прошений студентов о поступлении в университет (изначально заявлено в заявке на грант 300 дореволюционных источников личного происхождения). Полученные материалы были первично обработаны на наличие высказываемой позиции абитуриентов относительно ценности знания, образования, науки. Для сбора материалов, позволяющих выявить современное осмысление ценности знания, была проведена серия биографических полу структурированных интервью среди студентов биологического, юридического, физического, математического, исторического и филологического направлений Томского государственного университета, как «наследников» направлений дореволюционного университета. Всего было проинтервьюировано 134 студентов, из которых 24 интервью было взято среди студентов биологического института, 26 интервью у студентов факультета исторических и политических наук, 22 интервью у студентов филологического факультета, 22 интервью у студентов юридического института, 20 интервью у студентов физического факультета, 20 интервью у студентов механико-математического факультета. Изначально планировалось взять 120 интервью со студентами. С целью систематизации собранных источников была проведена первичная обработки собранных материалов: систематизация, классификация, набор собранного архивного материала, расшифровка, первичная обработка проведенных биографических интервью. Выявление ключевых сущностей формирующих понятие ценность знания. Был создан первичный датасет тематике ценности знания через активность современных студентов Томского государственного университета в социальных сетях университета. Планируется дополнить этот датасет материалами, полученными при анализе архивных, дореволюционных источников личного происхождения. На второй год реализации проекта планируется выявление ретроспективной динамики трансформации ценности знания на протяжении второй половины XIX – начала XXI вв. на основании проведенной ранее сегментации выявленных ключевых сущностей ценности знания по их содержательной наполненности. Создание и апробация модели анализа структурных и содержательных характеристик ценности знания на протяжении второй половины XIX – начала XXI вв. В рамках представленной модели будет освящен процесс трансформации ценности знания в указанный период, выявление взаимосвязи между общими элементами в восприятии ценности знания, которые характерны для русской цивилизации в целом, и освящение процесса включения новых содержательных смыслов в восприятие ценности знания среди студентов университетов. Результаты проводимого исследования были опубликованы в следующих рецензируемых журналах: 1. Дунбинский И.А., Кашпур В.В., Хрущева П.Д. Ценностные ориентации: сравнительный анализ исследований студентов славянских стран // Русин. 2024. № 77. С. 216–232. 2. Ценностные ориентации и мотивы к поступлению абитуриентов на историческое направление Томского государственного университета (2019–2023) // Вестник Томского государственного университета. 2025. Полученные результаты были успешно апробированы в следующих конференциях: 1. VIII Всероссийская конференция с международным участием Славянский мир в условиях современных вызовов. 10-11 октября 2024. Томск. Ценность знания в современном мире на примере активности студентов Томского государственного университета в социальной сети "ВКонтакте". Устный доклад. Дунбинский И.А. 2. III Международный конгресс Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого. 10-11 октября 2024. Томск. Ценностные ориентации и мотивы к поступлению абитуриентов на историческое направление Томского государственного университета (2019-2023). Приглашенный доклад. Дунбинский И.А. 3. XVII Макариевские образовательные чтения. Парламентие встречи. 80-летие Великой Победы: память, духовный опыт и ответственность поколений. 5 ноября 2024. Томск. О формировании национальной государственной идентичности в современной России. Устный доклад. Дунбинский И.А. 4. Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2025». 11-25 апреля 2025. Москва. Ценностные ориентации студентов России, Украины, Белоруссии: сравнительный анализ. Устный доклад. Дунбинский И.А. 5. Всероссийская научно-практическая конференция "Российское общество: новые вызовы, особенности трансформации и перспективы развития". 28 марта 2025 г. Владимир. Ценности и ценностные ориентации: анализ динамики поисковых запросов в Google Trends и Яндекс Вордстат. Устный доклад. Дунбинский И.А. 6. Международная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук». 25-26 апреля 2025. Томск. Структура и содержание ценности знания студентов ТГУ. Устный доклад. Легостаева М.Е.

 

Публикации

1. Дунбинский И. А., Гумерова Ж. А. Ценностные ориентации и мотивы к поступлению абитуриентов на историческое направление Томского государственного университета (2019–2023) Вестник Томского государственного университета, Ценностные ориентации и мотивы к поступлению абитуриентов на историческое направление Томского государственного университета (2019–2023) // Вестник Томского государственного университета. 2025. (год публикации - 2025)

2. Дунбинский И.А., Кашпур В.В., Хрущева П.Д. Ценностные ориентации: сравнительный анализ исследований студентов славянских стран Русин, Дунбинский И.А., Кашпур В.В., Хрущева П.Д. Ценностные ориентации: сравнительный анализ исследований студентов славянских стран // Русин. 2024. № 77. С. 216–232. DOI: 10.17223/18572685/77/14 (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.17223/18572685/77/14