КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер проекта 24-78-10093
НазваниеПоэтика пространства: кросскультурные связи русской и зарубежной фантастической литературы
Руководитель Велигорский Георгий Александрович, Кандидат филологических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук , г Москва
Конкурс №98 - Конкурс 2024 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-452 - Литературоведение
Ключевые слова поэтика, фантастическая литература, детская литература, волшебное, авторская сказка, фэнтези, миф, локус
Код ГРНТИ17.00.00
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
В рамках настоящего проекта впервые в отечественном литературоведении предполагается комплексный анализ поэтики пространства в фантастической литературе.
Тема пространства в фантастической литературе не нова. На протяжении XX века к этой теме многократно обращались исследователи из самых разных сфер, однако при этом она никогда не осмысливалась структурно и комплексно. Задача нашего исследования — восполнить эту лакуну, сделав притом акцент на отечественной литературе.
Фантастической литературе присуще парадоксальное олицетворение пространства — восприятие его как живого существа, подвижного, имеющего память, прошлое, характер, нравственный облик. Появляется тема одушевленного пространства: образ «живого мира», реагирующего на присутствие, действия, слова героев, научающего их или рассказывающего истории; впервые осмысленный еще Ф. Рабле образ живых дорог, в буквальном смысле несущих героя, и т.д. В таком пространстве истончается грань времен, они накладываются друг на друга: так сосуществуют фундамент будущего замка, его горделивое здание и его же замшелые руины. Возникает «онейрическая модель» мира – мира-палимпсеста, «все эпохи которого, неповрежденные и одушевляющие друг друга, продолжают жить в одном и том же месте» (М. де Серто, «Изобретение повседневности»). По сути, пространство становится демиургом, творящим само себя; время здесь может течь то прямо, то обратно, как в переворачиваемых песочных часах (ср. концепция «кайроса — хроноса», развиваемую в трудах М. Николаевой). Раз свершившиеся события в нем происходят вечно, становясь вневременными, актуализируясь для героев и читателей, что придает такому пространству сакральную окраску (та же идея присутствует и в Божественной литургии).
При внимательном анализе можно убедиться в том, что свойства и признаки фантастического пространства выстраиваются в стройную систему, выявить и проследить которую и является основной целью нашего исследования.
В нашем исследовании, предполагающем анализ кросс-культурных связей, акцент будет сделан на труды отечественных филологов (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, А.В. Михайлов, О.А. Богданова и проч.) но с опорой на понятийный и терминологический аппарат и концепции, разработанные западными исследователями, феноменологами и литературоведами, как то: «верткое время» (Дж.Р. Таунсенд), «мир-палимпсест» (М. де Серто), «археологическое воображение» (Н. Кэмпбелл), «домус» (Ж. Ван Бак); также Ц. Тодоров, М. Фуко, К. Уайт, Л. Сейлсбери. Особый интерес вызывают писатели-теоретики (Р.Л. Стивенсон, К. Грэм, Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис) и их русская рецепция. Представляется важным вопрос художественного языка в контексте пространства: так, некоторые образы, возникающие в современной зарубежной фантастической литературе, впервые были предложены отечественными писателями (например, гоголевский образ «сворачивающейся как свиток земли» из повести «Страшная месть»); ряд метафор пространства в отечественной литературе представляет параллель (произвольную или ненамеренную) соответствующим образам западной литературы, однако имеет уникальную sui generis окраску (например, аналогом образа «голубых холмов», который встречается в литературе Великобритании, Германии, США и проч. как метафора Царства Небесного, взросления, сакрального опыта, смерти, в русской литературе являются синие горы или синий лес). Кроме того, планируется осмыслить интерес западных исследователей к исследованиям и концепциям М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, Н.П. Анциферова, С.М. Лойтер.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2025 году
В течение 2024/2025 г. выполнены работы и получены следующие научные результаты по проекту:
1. Опубликовано 10 научных статей (план – 4), из них в изданиях WoS, Scopus и RSCI – 7 (план – 4), в РИНЦ – 10 (план – 4).
2. Прочитано 29 докладов на научных конференциях, семинарах, круглых столах (план – 8).
3. Проведен Установочный круглый стол «Поэтика пространства: кросскультурные связи русской и зарубежной фантастической литературы» (9 октября 2024 г.)
https://imli.ru/konferentsii/139-seminary-i-konferentsii-2024-goda/6189-kruglyj-stol-poetika-prostranstva-krosskulturnye-svyazi-russkoj-i-zarubezhnoj-fantasticheskoj-literatury
4. Проведена международная конференция «Фантастическое в литературе и культуре: теория вымышленных пространств» (ИМЛИ РАН, 4–6 марта 2025 г.).
https://imli.ru/konferentsii/150-seminary-i-konferentsii-2025/6151-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya-fantasticheskoe-v-literature-i-kulture-teoriya-vymyshlennykh-prostranstv
5. Проведено четыре научных семинара:
Велигорский Г.А. «“Далекие голубые холмы”: образ “манящей дали” в британской фантастической литературе XIX-XX вв.: генезис, эволюция, преломление» на первом семинаре из серии «Поэтика пространства в фантастической литературе» в ИМЛИ РАН (Москва, 30 января 2025 г.).
https://imli.ru/novosti-imli-ran/147-konferentsii/150-seminary-i-konferentsii-2025/6286-otchet-o-pervom-v-2025-g-seminare-iz-serii-poetika-prostranstva-v-fantasticheskoj-literature
Сергеева В.С. «Литература фэнтези в контексте неомедиевализма» на втором семинаре из серии «Поэтика пространства в фантастической литературе» в ИМЛИ РАН (Москва, 25 февраля 2025 г.).
https://imli.ru/konferentsii/150-seminary-i-konferentsii-2025/6305-seminar-poetika-prostranstva-v-fantasticheskoj-literature
Гумерова А.Л. «“Легенда местности" в произведениях В.П. Крапивина на примере цикла “В глубине Великого Кристалла”» в рамках продолжающегося семинара «Поэтика пространства в фантастической литературе». (ИМЛИ РАН, 20 марта 2025 г.)
https://imli.ru/konferentsii/150-seminary-i-konferentsii-2025/6333-nauchnyj-seminar-poetika-prostranstva-v-fantasticheskoj-literature
Апалькова Е.С. «Магическое и реальное пространства в прозе 1920-х гг.» в рамках продолжающегося семинара «Поэтика пространства в фантастической литературе» (ИМЛИ РАН, 15 апреля 2025 г.)
https://imli.ru/konferentsii/150-seminary-i-konferentsii-2025/6360-nauchnyj-seminar-poetika-prostranstva-v-fantasticheskoj-literature-2
18. Руководитель проекта, молодой ученый Г.А. Велигорский разрабатывал 3 научные темы, написал и опубликовал 3 научные статьи (план – 2), из них 1 – WoS, Scopus, Q1, 1 – WoS, 1 – Scopus, подготовил и прочитал 5 докладов (план – 1), провел 1 семинар (план – 1), организовал установочный круглый стол по теме проекта, участвовал в организации международной конференции по теме проекта, ездил в 1 научную командировку по теме проекта (план – 1). Основной исполнитель В.С. Сергеева разрабатывала 2 научные темы, написала и опубликовала 1 научную статью (Scopus, Q1) (план – 1), подготовила и прочитала на научных конференциях 5 докладов (план – 1), провела 1 семинар (сверх плана), выступила основным организатором Международной научной конференции по теме проекта. Основной исполнитель А.Л. Гумерова разрабатывала 1 научную тему, написала и опубликовала 1 научную статью (WoS) (план – 1), подготовила и прочитала на научных конференциях 4 доклада (план – 1), провела 1 семинар (план – 1), выступила основным организатором Международной научной конференции по теме проекта, ездила в 1 научную командировку по теме проекта (план – 1). Исполнитель, молодой ученый А.С. Апалькова разрабатывала 1 научную тему, написала и опубликовала 1 статью (WoS) (сверх плана), подготовила и прочитала на научных конференциях 2 доклада (план – 1), провела 1 семинар (план – 1). Исполнитель, молодой ученый Я.Д. Чечнёв, разрабатывал 1 научную тему, написал и опубликовал 1 научную статью (WoS) (план - 1), подготовил и прочитал на научных конференциях 3 доклада (план – 1). Исполнитель, молодой ученый Д.Ю. Сырысева разрабатывала 2 научные темы, в рамках которых написала и опубликовала 1 статью (сверх плана), подготовила и прочитала на научных конференциях 4 доклада (план – 1). Исполнитель, молодой ученый С.Ж. Кенжебаева разрабатывала 1 научную тему, написала и опубликовала 1 статью (сверх плана), подготовила и прочитала на научных конференциях 3 доклада (план – 1). Исполнитель, молодой ученый П.М. Куревлева разрабатывала 1 научную тему, написала и опубликовала 1 статью (сверх плана), подготовила и прочитала на научных конференциях и 3 доклада (план – 1).
Публикации
1.
Сергеева В.С.
Путешествие и путь в «Саге о Ветрокрылах» Эндрю Питерсона
Детские чтения, Детские чтения, 26(2), 232–246. (год публикации - 2024)
https://doi.org/10.31860/2304-5817-2024-2-26-232-246
2.
Гумерова А.Л.
Гумерова А.Л. География сказки Дж.Р.Р. Толкина "Хоббит, или туда и обратно": традиция и легенда.
Новый филологический вестник, Новый филологический вестник № 1 (72) 2025. С. 228-236 (год публикации - 2025)
10.54770/20729316-2025-1-228
3. Велигорский Г.А. «Я вижу глазами камня»: феномен «археологического воображения» как характерная черта фантастической литературы конца XIX — XX вв. (Р. Джеффрис, К. Грэм, У. Мэйн) Новый филологический вестник, № 3 (74) (год публикации - 2025)
4. Апалькова Е.С. Время как «четвертое измерение пространства» в повести П.Д. Успенского «Странная жизнь Ивана Осокина» Новый филологический вестник, № 3(74) (год публикации - 2025)
5.
Кенжебаева С.Ж.
Анализ структуры фантастического пространства в повести Ч. Айтматова «Белый пароход»
Русская словесность, 2025. № 2. С. 62–68 (год публикации - 2025)
10.47639/0868-9539_2025_2_62
6.
Куревлева П.М.
Пространство и время в пьесе В.В. Маяковского «Баня» как конструктор драматического текста для сценической реализации
Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института, 2024. № 3. С. 32–38. (год публикации - 2024)
10.52470/2619046X_2024_3_32
7. Сырысева Д.Ю. Особенности репрезентации сказочного начала в романе «Кай» Алекс Анжело Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института, № 1. С. 51–59 (год публикации - 2025)
8.
Велигорский Г.А.
Британская эстетика «живописного» как способ организации фантастического пространства в повести В. А. Соллогуба «Тарантас»
Два века русской классики., Т. 7. № 1. С. 182–213 (год публикации - 2025)
10.22455/2686-7494-2025-7-1-182-213
9. Чечнёв Яков Дмитриевич Преображение урбанистического пространства в романе Константина Вагинова «Гарпагониана»: фантастика быта эпохи социалистической реконструкции. Часть 1 Вестник славянских культур, Т. 76. № 2. (год публикации - 2025)
10. Велигорский Г.А. "Дом на краю времени" как парадоксальное анахроническое пространство в викторианской и эдвардианской детской литературе Литературный факт, № 4(38) (год публикации - 2025)