КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер проекта 25-18-00464

НазваниеПолитика памяти в ДНР и ЛНР в 2014-2024 гг.: условия формирования, акторы, институциональные практики

Руководитель Аникин Даниил Александрович, Кандидат философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт научной информации по общественным наукам РАН , г Москва

Конкурс №104 - Конкурс 2025 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки; 08-254 - Политические институты и процессы

Ключевые слова Политика памяти, мнемонические акторы, нарративы, медиа, топонимика, национальные проекты, историческая память, идентичность, трансформация, политическая интеграция, мнемоническая безопасность, Великая Отечественная война, ДНР, ЛНР.

Код ГРНТИ11.01.57


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Целью проекта является анализ политики памяти ДНР и ЛНР в 2014-2024 годах, позволяющий концептуализировать теоретическую модель политики памяти в контексте трансформации регионов в независимые государства, а затем их интеграции в состав иного государства. Актуальность проекта заключается в необходимости теоретической рефлексии и практических рекомендаций для интеграции новых регионов в состав Российской Федерации. Научная новизна определяется, с одной стороны, уникальностью ДНР и ЛНР как регионов, находившихся на границе двух национальных проектов, а с другой стороны – неразработанностью проблемы трансформации исторической политики в контексте политической интеграции, что имеет высокую актуальность для постсоветского пространства. Анализ политики памяти ДНР и ЛНР представляет особый интерес для политологического исследования, поскольку речь идет о регионах, которые на протяжении последнего столетия находились на рубеже формирования двух национальных проектов, а в начале XXI века стали мощным заслоном на пути развития украинского этнически эксклюзивного национализма. Вместе с тем, стоит обратить внимание на два момента, заслуживающие исследовательского анализа. Во-первых, речь идет об анализе трансформации региональной политики памяти и ее ключевых акторов на протяжении значимого промежутка времени, за который регионы Донбасса и Луганска успели выйти из-под контроля украинского правительства, на протяжении восьми лет находиться в статусе независимых государств, и, наконец, в 2022 году стать полноценными регионами в составе РФ, сохранив при этом статус республик. В этот период сам состав мнемонических акторов, а также их стратегии существенно менялись, выявление чего и является одной из основных задач проекта. Во-вторых, несмотря на схожесть географического положения и политической позиции, эти регионы изначально обладали существенными различиями с точки зрения значимых образов прошлого, поэтому исследовательский подход акцентирует внимание не только на сходных чертах, но и на различиях стратегий осуществления политики памяти, которые имеют место в ДНР и ЛНР. Методология исследования опирается на акторный подход и те концепции политики памяти на постсоветском пространстве, которым были разработаны А.И. Миллером, О.Ю. Малиновой, Д.В. Ефременко и другими исследователями. Полученные результаты будут иметь важное научное значение для изучения политики памяти в контексте трансформации политического статуса территорий. Большую роль в этом сыграет опора на изучение прикладных материалов (топонимика, учебная литература, музеи, медиа, памятники) на территории ЛНР и ДНР, что позволит выявить многообразие исторических нарративов и способов выстраивания исторической идентичности в условиях конкуренции национальных проектов. На основе полученных результатов может быть выстроена комплексная модель динамики политики памяти, которая может быть применена к анализу аналогичных государственных образований с прогнозированием дальнейших путей их развития. По итогам проекта планируется выпуск не менее 16 статей в ведущих научных журналах, в которых будут отражены теоретические и прикладные результаты, достигнутые в ходе реализации поставленных задач.

Ожидаемые результаты
В ходе выполнения проекта в течение трех лет коллективом будут получены следующие результаты: 1. Будет осуществлен методологический синтез различных направлений исследований политики памяти (memory studies), необходимых для анализа и описания Донбасса как региона, обладающего уникальным сочетанием ряда типических черт регионов постсоветского пространства: будучи исторически центром (сердцем) развития индустрии в поздней Российской империи и в СССР, регион находился на оспариваемом пограничье двух крупных проектов национального развития (русского и украинского), работал в течение десятилетий как этно-культурный плавильный котел, что в постсоветский период вылилось в оппозицию эксклюзивному украинскому националистическому проекту, которую некоторые исследователи обозначили как «интернационалистский сепаратизм»; в течение более чем 8 лет существовал в статусе непризнанных республик. Будут выработаны принципы анализа исторической политики в ситуации оспариваемого пограничья с мощной региональной идентичностью; 2. Будет охарактеризована историческая специфика регионов Донецка и Луганска в качестве предпосылок формирования политики памяти, выделены существенные факторы культурного и политического обособления данных территорий в советский период; 3. Будет проанализирована украинская историческая политика по отношению к Донецку и Луганску, выделены направления данной политики и ее трансформация в 2004-2014 годах, а также реакция на эту политику в Донбассе; 4. Будут определены локальные акторы исторической политики в украинский период, прослежено их влияние на региональные особенности топонимической, монументальной, образовательной и культурной политики, их активность в интернет-пространстве; 5. Будут охарактеризованы способы реализации политики памяти ЛНР и ДНР в социальных сетях, охарактеризована структура региональных виртуальных сообществ как акторов политики памяти; 6. Будут изучены изменения в топонимике ДНР и ЛНР, проведен сравнительный анализ, выявлены ключевые тенденции, касающиеся использования символического потенциала образов прошлого для осуществления топонимических преобразований; 7. Будет изучена монументальная политика на территории ДНР и ЛНР, выявлены новые тенденции в установке памятников, проведен сравнительный анализ с «войной памятников» на территории Украины; 8. Будут охарактеризованы изменения в политике памяти ДНР и ЛНР на примере образовательных материалов (образовательные стандарты, учебники, методические пособия), выявлены ключевые образы прошлого, фиксируемые в образовательных практиках; 9. Будет изучена роль образов Великой Отечественной войны в формировании и поддержании исторической идентичности населения ЛНР и ДНР, выявлены ключевые образы и исследована их динамика в условиях формирования самостоятельной государственности; 10. Будет рассмотрена динамика конфликта исторической памяти между ДНР и ЛНР, с одной стороны, и киевским режимом, с другой, в ракурсе представлений о дилемме мнемонической безопасности; 11. На основании серии экспертных интервью будет выявлена специфика осуществления политики памяти на территории ДНР и ЛНР локальными и федеральными акторами, рассмотрены и проанализированы механизмы их взаимодействия, проанализирована вариативность исторических нарративов после 2014 г., в т.ч. нарративы, ставящие в центр внимания особенности исторического пути Донбасса в Российской империи, СССР и постсоветской Украине, а также нарративы, в фокусе которых находится видение региона как части Новороссии; 12. Будет охарактеризована роль памяти о Великой Отечественной войне в контексте интеграции ДНР и ЛНР в состав Российской Федерации, определены основные векторы сохранения исторической памяти о преступлениях на оккупированных территориях; 13. Будет определены траектории трансформации политики памяти ДНР и ЛНР в условиях изменения политического статуса от самостоятельных государств до регионов Российской Федерации; 14. На основании сравнительного анализа будут сформулированы сходства и различия в политике памяти ДНР и ЛНР как на стадии независимого существования, так и в контексте интеграции в состав Российской Федерации; 15. Будет сформулирована модель политики памяти в условиях конкуренции национальных проектов, определены ключевые проблемы и риски, намечены пути их преодоления; 16. Будут определены стратегии интеграции ДНР и ЛНР в состав Российской Федерации, подготовлен комплекс рекомендаций для органов федеральной и местной власти. Полученные результаты будут иметь важное научное значение для изучения политики памяти в контексте трансформации политического статуса территорий. Большую роль в этом сыграет опора на изучение прикладных материалов (топонимика, учебная литература, музеи, медиа, памятники) на территории ЛНР и ДНР, что позволит выявить многообразие исторических нарративов и способов выстраивания исторической идентичности в условиях конкуренции национальных проектов. На основе полученных результатов может быть выстроена комплексная модель динамики политики памяти, которая может быть применена к анализу аналогичных государственных образований с прогнозированием дальнейших путей их развития. Для развития регионов в составе РФ большое значение будет иметь анализ топонимики с точки зрения выстраивания общественного консенсуса.