Новости

8 октября, 2019 16:20

Drive Safely: разработка специалистов ИТМО повысит безопасность на дорогах

Ученые Университета ИТМО разработали мобильное приложение Drive Safely, которое следит за состоянием водителя. Когда система обнаруживает признаки сонливости или невнимательности, то она незамедлительно дает рекомендации, что сделать, чтобы избежать аварии. Алексей Кашевник, руководитель проекта и доцент факультета информационных технологий и программирования, рассказал ITMO.NEWS о трудностях, с которыми столкнулись ученые, и о дальнейших планах на развитие проекта.

Источник: Алексей Кашевник

Как возникла идея разработать такое приложение?

Идея пришла 4 года назад вместе с Игорем Лашковым, тогда еще аспирантом. Когда он поступил в ИТМО, сказал, что ему интересно было бы поработать над подобным проектом. Мне эта мысль тоже показалась перспективной, и мы приступили к разработке — в результате в прошлом году он защитил кандидатскую диссертацию по этой теме.

Расскажите, как работает «Drive Safely»?

Проект состоит из двух частей. Первая — это приложение на смартфоне с сенсорами и камерой, которое определяет опасные состояния и генерирует рекомендации водителю, вторая — облачный сервис, в котором мы собираем историю вождения, осуществляем персонификацию определения опасных состояний для конкретного водителя и формируем отчеты о поездках. Так происходит обучение системы. Конечно, приложение может работать автономно — без доступа к сети Интернет или сбора данных в облаке, если водитель не хочет передавать информацию о своих поездках.

Какие состояния способно определять приложение?

В принципе мы работаем над двумя их типами, определяемыми онлайн и оффлайн. Онлайн определяются состояния, которые фиксируются непосредственно на смартфоне, без доступа к облачному сервису, а оффлайн как раз нуждаются в облачных вычислениях. Состояния, относящиеся к группе «онлайн», уже сейчас реализованы в приложении — это сонливость и невнимательность. Именно их необходимо распознавать в короткий промежуток времени, потому как отвлечение водителя от дороги или засыпание за рулем приводит к ДТП в считанные секунды. Оффлайн-определяемые опасные состояния мы исследуем в данный момент: у нас уже есть некоторые наработки и эксперименты, но в приложении они пока не реализованы. К ним относятся повышенный пульс, алкогольное опьянение, повышенный уровень стресса и агрессивное вождение.


Источник: Университет ИТМО

Но ведь все люди разные: у всех разные скорость реакции, признаки сонливости и невнимательности. Как система адаптируется под пользователей?

Адаптация и персонификация — это как раз то, над чем мы сейчас работаем. Чуть больше года назад мы получили грант от Российского научного фонда. Он рассчитан на фундаментальные исследования в этих областях. Сейчас водитель может обучать приложение, предоставляя обратную связь об определенных опасных состояниях, на основе которой мы планируем обучить нейронную сеть.

То есть нынешний релиз — это не финальная версия приложения?

Именно. Мы еще будем работать над адаптацией и персонификацией, интерактивными возможностями. Текущую версию приложения мы расцениваем как базу, которая поможет нам собрать статистику для дальнейших исследований, а также получить обратную связь от водителей.

Для кого это приложение?

В первую очередь мы ориентируемся на автопарки, потому что индивидуальные водители могли, к счастью, никогда не сталкиваться с аварийными ситуациями, и поэтому не задумываются, что приложение может быть полезным для них. А в службах такси, логистических, каршеринговых сервисах тысячи машин, а значит, по теории вероятностей они фиксируют как минимум одно ДТП в неделю-месяц. Так что они довольно быстро смогут отметить ценность такого приложения. Но я знаю и рядовых владельцев машин, которые засыпали за рулем или были в опасных ситуациях на дороге, и тоже с удовольствием воспользуются сервисом для собственной безопасности. Сейчас к работе присоединился магистрант, который будет разрабатывать интерактивные возможности системы, если она неоднократно зафиксирует сонливость. Речь идет об интерактивной форме голосового общения с водителем, которое поможет ему не уснуть за рулем.

На каких устройствах может работать приложение?

Практически любой современный смартфон на операционной системе Android справится с расчетами.

Сколько человек уже скачали приложение и пользуются им?

По статистике Google Play у нас 5000 скачиваний. Но если говорить о продолжительном использовании, то речь идет примерно о 500 водителях. 


Источник: Университет ИТМО

В мире есть аналоги вашего приложения?

Приложений нет, мы не смогли ни в Google Play, ни в Android Market ничего подобного найти, но исследования, конечно же, есть. В принципе существуют встроенные приложения на устройства для логистических компаний, но там нет интерактива и подсказок для водителей — это просто сбор данных для руководства. Кроме того, это специализированные устройства, а не смартфон, который есть у каждого, что требует дополнительных финансовых вложений для его приобретения, установки в автомобиль и настройки. На самом деле в этой области сейчас большой бум. В начале лета «Яндекс» анонсировал похожую разработку для своих водителей, но пока новостей на эту тему я больше не слышал. Также концерн «Volvo» объявил, что с 2021 года будет устанавливать на свои автомобили подобное приложения, в целом руководство ЕС собирается на законодательном уровне внести инициативу, чтобы все автомобили, которые продаются на его территории, были оснащены такой функцией.

28 марта, 2024
Ученые ИТМО создали более долговечные синие перовскитные светодиоды
Ученые ИТМО нашли новый способ получения синего излучения у перовскитных нанокристаллов. Он позвол...
28 марта, 2024
Ученые научились управлять мощностью электронного пучка в течение его импульса
В Институте сильноточной электроники СО РАН модернизирована уникальная научная электронно-пучковая...