КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 14-18-02149

НазваниеТранснациональные и транслокальные аспекты миграции в современной России

РуководительАбашин Сергей Николаевич, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге», г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2018 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-102 - Этнология и антропология

Ключевые словамиграция, транснационализм, транслокальность, Центральная Азия, Кавказ, диаспоры, ксенофобия, ислам, социальные сети, идентичность, национализм

Код ГРНТИ03.61.91


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проблематика международной миграции, которой был посвящён проект 2014-2016 гг., не только не потеряла своей актуальности, но даже и стала ещё более острой. Так называемый миграционный кризис в Европе в 2015 г., острые дебаты о миграции в Британии, Германии, США, Франции и других странах мира уже привели к серьёзным политическим последствиям. В России тема миграции и мигрантов также остаётся одним из наиболее обсуждаемых вопросов в СМИ и в обществе, вызывает диаметрально противоположные суждения и оценки. Настоящий проект ставит своей особой целью научное продвижение новых концепций и методологий, связанных с транснациональной и транслокальной перспективой изучения миграции. Суть этого направления, которое давно развивается в мире и доказало свою важность и состоятельность, состоит в том, чтобы исследовать мигрантов не изолированно, а в тесной взаимосвязи их отношений со страной происхождения. Мы предлагаем увидеть, как принимается решение о миграции, как живут семьи мигрантов, какая существует коммуникация между мигрантами и их близкими, как, опираясь на домашние социальные структуры, образуются миграционные сети, какое значение имеют переводы мигрантов для страны происхождения, как планы мигрантов на будущее связаны с домом и возвращением. Предлагаемый проект основывается на методологических принципах, которые мы считаем оригинальными и новаторскими для изучения миграции в России. Первый – изучение миграции методами антропологии и качественной социологии, что подразумевает большие интервью и наблюдение, максимально полное изучение всех обстоятельств жизни мигрантов и их близких. Второй – лонгитюдное исследование, т.е. наблюдение за отобранными для изучения кейсами на протяжении длительного времени, что позволяет понять динамику взглядов и практик, их изменения в зависимости от новых обстоятельств. Третий пункт – многостороннее исследование, т.е. параллельное наблюдение за жизнью мигрантов, которые находятся в России, и их близких в тех странах Центральной Азии, откуда мигранты приехали, что позволяет увидеть разные перспективы миграции как с точки зрения самого мигранта, так и с точки зрения тех сетей и групп, к которым он принадлежит.

Ожидаемые результаты
Предлагаемый проект-2017 сохраняет базовые идеи и методологию проекта-2014 г. Исследовательская команда продолжит лонгитюдное исследование мигрантов в России и их близких в странах происхождения, в рамках этого исследования будут отслеживаться и анализироваться жизненные траектории мигрантов, их мобильность, социальные связи с отправляющим обществом. Проект по-прежнему будет развивать концепцию транснационализма/транслокальности как основной аналитической рамки исследования, мы считаем, что эта концепция сегодня должна быть намного полнее, чем раньше, использована и воспринята научным сообществом для понимания миграций в современной России и на постсоветском пространстве в целом. Всё это уже позволило в 2014-2016 гг. собрать большой и разнообразный эмпирический материал, который находится в активной разработке и в процессе своего осмысления. При этом мы полагаем, что изучение транснациональной/транслокальной миграции не должно останавливаться на достигнутом, задача состоит в том, чтобы расширять фактологическое, проблемное и тематическое поле этих исследований, делать его более разнообразным и более репрезентативным. Это предполагает включение в исследование новых кейсов, новых стран и регионов, а также новые фокусы и вопросы. В качестве новых тем нами были выбраны вопросы правового статуса мигрантов в России, его взаимосвязи с транснациональной мобильностью, реконструкции трудовой карьеры мигранта, анализ трудовых отношений между работодателем и мигрантом, учитывая "серые" схемы работы и неформальные трудовые практики. Мы намерены больше внимания уделить женщинам, участие которых в миграции во многом определяет транснациональные стратегии семей/домохозяйств, в рамках этой перспективы предполагается рассмотреть различия жизненных сценариев, стратегий интеграции и условия возвращения домой женщин и мужчин мигрантов. Будет сделан более значительный акцент на изучение специфических институтов землячеств и диаспоры, вписанных в транснациональные/транслокальные стратегии. Предполагается также расширить сравнительный контекст исследования, включив в него, помимо мигрантов из стран Центральной Азии, мигрантов из Грузии и Вьетнама, а также внутренних российских мигрантов из Дагестана. Целый ряд новых фокусов и вопросов, таким образом, должны придать новый масштаб проекту, сохранив базовые концептуальные и методологические принципы предыдущего проекта-2014. Общая значимость проекта, на наш взгляд, заключается в продвижении новых идей, новых концептуальных подходов и новых методологий, которые должны заметно расширить современную повестку миграционных исследований в России.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
В 2017 г. рамках проекта «Транснациональные и транслокальные аспекты миграции в современной России» было проведено исследование мигрантов и их семей. Исследование проводилось в России (Москва, Санкт-Петербург, Дагестан), также в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и Грузии. Основными методами исследования были качественные интервью и наблюдения. В проекте было несколько направлений, связанных с центральноазиатской, грузинской, вьетнамской, а также дагестанской внутрироссийской миграцией. По результатам исследования было, в частности, отмечено, что со стороны мигрантов ведется работа по созданию благополучного и успешного образа своего мигрантского опыта с тем, чтобы поддержать особый статус внутри домашнего сообщества. Стратегии по созданию образа подтверждают наблюдения о появлении новой социальной дифференциации, вызванной миграцией. Актуальной темой для исследования транснациональной миграции может служить вопрос о росте традиционализма в центральноазиатских обществах. Массовые миграции увеличивают масштабы коллективных ритуальных мероприятий, усиливают роль реципрокных обменов, укрепляют нормативные понятия долга и чести. Не перестает быть актуальной тема структурной ксенофобии. Мигранты, находясь в миграции не один год, с течением времени легализуют свое пребывание в России и все больше интегрируются в бытовом плане. При этом они оказываются более чувствительными и/или больше рефлексируют по поводу проявлений национализма в свой адрес, они с течением времени все больше сталкиваются со случаями структурной ксенофобии. Изучение грузинской миграции в России позволяет больше внимание обратить на специфику организации «этнического» бизнеса, в частности в сфере общепита. Особенность многих грузинских мигрантов последних лет, и даже части мигрантов ранних 2000-х – недокументированный статус их пребывания в России, что заставляет многих из них долго безвыездно оставаться в России, создавая особый режим транснациональности. В изучении вьетнамской диаспоры в фокусе было второе поколение, которое имеет специфику в своих трансанциональных отношениях. Формулирование вторым поколением жизненных планов не является однозначным и непротиворечивым, в соответствии с множественными и разнонаправленными процессами самоидентификации. Возможной исследовательской линзой стал символический транснационализм, подразумевающий воображаемые посещения родины родителей, изучение языка, культуры, этнической кухни и использование вьетнамских культурной продукции и медиа в отсутствие прямых контактов со страной исхода. Анализ транслокальной миграции дагестанцев подтвердил тезис об их высокой мобильности, о том, насколько быстро и радикально мигранты могут менять свои планы. Экономический кризис в значительной мере повлиял на планы и вынудил мигрантов думать о возвращении на родину. Однако в 2017 году, как показало исследование, все семьи стремительно сменили свои стратегии в вопросах возвращения, продлевая её и выстраивая новые планы на миграционное будущее.

 

Публикации

1. Абашин С.Н. Интеграция vs транснационализм: миграционные стратегии жителей Центральной Азии Пути России. Война и мир. Том XXII. Москва; Санкт-Петербург; Нестор-История, С. 203-220 (год публикации - 2017)

2. Абашин С.Н. Uzbeks in Russia: A New Diaspora or a Transnational Society? Constructing the Uzbek State: Narratives of Post-Soviet Years. Lexington Books, P.97-117 (год публикации - 2017)

3. Капустина Е.Л. Границы джамаата: особенности функционирования дагестанских транслокальных сообществ в условиях внутрироссийской миграции Журнал исследований социальной политики, - (год публикации - 2018)

4. Капустина Е.Л. Между Севером и землей: дорога из Западной Сибири в Дагестан как элемент социального пространства транслокального мигранта Социологические исследования, № 5. С. 26-34 (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В 2018 г. рамках проекта «Транснациональные и транслокальные аспекты миграции в современной России» продолжилось исследование мигрантов и их семей. Исследование проводилось в России (Москва, Санкт-Петербург, Дагестан), также в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и Грузии. Основными методами исследования были качественные интервью и наблюдения. В проекте было несколько направлений, связанных с центральноазиатской, грузинской, вьетнамской, а также дагестанской внутрироссийской миграцией. Исследования 2018 года позволяют говорить о множественном жизненном проектировании мигрантов из Центральной Азии, которые инвестируют в разные сценарии своего будущего, рассчитывая на то, что один из них сработает. Они могут вкладывать в строительство дома на родине, предполагая со временем вернуться, одновременно с этим оформляя российское гражданством с тем, чтобы, возможно, остаться в РФ, и в то же время собирать информацию о возможной миграции в третью страну. Все это разворачивается в рамках краткосрочных жизненных проектов, которые представляют собой диапазон растущих возможностей. Ситуация такой неопределённости и «временность», безусловно, оказывает влияние на интегративные стратегии мигрантов в принимающее общество, подчиняя их ситуации «здесь и сейчас». Миграция может длиться десятилетиями, её цели в каждый момент носят временный обозримый характер, но эти цели множатся, цепляясь одна за другую, и миграция продолжается. В исследовании в 2018 году было обращено внимание на изучение материальности в жизни мигрантов. Перемещение людей между Россией и странами Центральной Азии вызывает движение вещей между друзьями, членами семьи и представителями других социальных групп между страной исхода и принимающей страной. Сопровождающие миграцию вещи, с одной стороны, оказывают серьезное влияние на качество жизни семьи мигранта дома, благодаря транснациональному потоку вещей включающиеся в миграционные процессы, с другой, это приводит к активизации формирования диаспоральности, которая также позволяет местному сообществу, пусть и через экзотизацию этнического мигрантов, получать представление об их культуре. Грузинская миграция в Россию, как выяснилось в ходе исследования, имеет специфические черты. Несмотря на напряженные политические отношения между двумя государствами, русский язык, наличие и развитие старых связей все еще делают Россию привлекательным миграционным направлением для граждан Грузии. При этом значительная часть мигрантов находится в России нелегально в результате недокументированного въезда в страну. Недокументированность неизбежно прекаризует мигрантов, существенно снижая планку доступных им заработков и обрекая их на нерегламентированный труд. Трудовые мигранты из Грузии воспринимают свое положение как исключительное с правовой точки зрения, недокументированность создает у них ощущение изолированности и навязанной невидимости. Изучение второго поколения вьетнамцев в России показывают распространение трёх направлений, по которым развиваются их жизненные пути: дети ассимилируются и становятся полноценной частью принимающего общества; семьи иммигрантов возвращаются в страну исхода после получения детьми образования; дети «наследуют» импульс мобильности своих родителей и используют свой расширенный культурный репертуар для адаптации к жизни в третьей стране. Воспитание во вьетнамских семьях, семейные обязательства, необходимость следовать родительской воле в сочетании с погружённостью в российский контекст, поощряющий более эгалитарные отношения и индивидуализм, рождает негативное или амбивалентное отношение к этничности родителей, заставляя дистанцироваться от семейных ценностей, либо подчиняться только внешне, на словах. В очень редких случаях, когда принятие этничности сопряжено с прагматическими соображениями, повышением социального статуса, принятие своей «вьетнамскости» ведёт к миграции во Вьетнам. В 2018 г. внимание было уделено различным аспектам и проявлениям транслокальности мигрантов из Дагестана в пространстве сибирского города. Мобильные социальные сети, получившие большое распространение в среде мигрантов-дагестанцев и их земляков, оставшихся на малой родине, становятся важным механизмом поддержания социальных связей, формирования единого информационного пространства, консолидации транслокального сельского сообщества, а также семейно-родственного объединения. Социальные сети дают возможность сообществу действовать быстро и слаженно, быстро привлекать новых членов, нивелировать географические расстояния и в конце концов способствовать поддержанию режима транслокальности. Помимо этого социальным медиа могут стать для мигранта альтернативной бизнес-стратегией, когда через земляческие социальные сети он преодолевает дискриминационные препоны и недостаток актуальных социальных сетей, сформированных в принимающем обществе.

 

Публикации

1. Абашин С.Н. Мигрантский автомобиль - инвестиция, статус, престиж "Жить в двух мирах": переосмысляя транснационализм и транслокальность. Москва: Новое литературное обозрение, - (год публикации - 2019)

2. Бредникова О. Время для "временных": особенности структурирования и измерения времени у трудовых мигрантов из Средней Азии в Россию Laboratorium, - (год публикации - 2019)

3. Бредникова О. "Живу, постоянно оглядываясь": doing everyday transnationalism "Жить в двух мирах": переосмысляя транснационализм и транслокальность (Москва: Новое литературное обозрение), - (год публикации - 2019)

4. Захарова Е. "Я думал, приехать в Россию - это какое-то преступление": недокументированные трудовые мигранты из Грузии в пространстве правовой неопределённости Laboratorium, - (год публикации - 2019)

5. Захарова Е. Грузинское кафе в российском мегаполисе: результаты полевого исследования трудовой миграции из Грузии Кавказ: перекрёсток культур (Санкт-Петербург: Музей антропологии и этнографии РАН), - (год публикации - 2018)

6. Капустина Е. Социальные медиа и транслокальная миграция между Дагестаном и Западной Сибирью Laboratorium, - (год публикации - 2019)

7. Капустина Е. Дагестанцы в Сургуте: неформальные транслокальные сообщества и официальные земляческие организации в принимающем сообществе Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы (Красноярск: Сибирский федеральный университет), с.262-271 (год публикации - 2018)

8. Капустина Е. "Самый Северный Кавказ": особенности организации транслокальной жизни мигрантов из Дагестана в Западную Сибирь "Жить в двух мирах": переосмысляя транснационализм и транслокальность (Москва: Новое литературное обозрение), - (год публикации - 2019)

9. Никифорова Е., Бредникова О. On labor migration to Russia: Central Asian migrants and migrant families in the matrix of Russia's bordering policies Political Geography, vol.66, pp.142-150 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.polgeo.2018.04.006

10. Пешкова В. Материальный мир мигрантов в контексте транснациональной миграции в России Власть, Том 26, № 9, с.167-172 (год публикации - 2018)

11. Пешкова В. "Подарки", "сувениры" и "дары": движение вещей и транснациональная миграция из Средней Азии в Россию "Жить в двух мирах": переосмысляя транснационализм и транслокальность (Москва: Новое литературное обозрение), - (год публикации - 2019)

12. Тузова А. Вьетнамцы, выросшие в России: кто мигрирует на родину предков? Вестник Томского государственного университета, - (год публикации - 2019)


Возможность практического использования результатов
Результаты исследования 2017-2018 гг. могут быть использованы при оценке и планировании миграционной политики Российской Федерации как в федеральном масштабе, так и региональном, при заключении двусторонних и многосторонних соглашений, касающихся вопросов миграции, со странами ближнего зарубежья. Участники проекта могут выступать в качестве научных экспертов по различным вопросам миграции и миграционной политики. Результаты исследования включены также в образовательные программы по подготовке специалистов в области миграции и миграционной политики.