КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-19-01389

НазваниеТеория и методы проектирования широкополосной инфра- и низкочастотной виброшумоизоляции человека и техники с применением композитных материалов с предельными характеристиками

РуководительЛи Чен-Мён , кандидат наук (признаваемый в РФ PhD)

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт химии твердого тела и механохимии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2017 г. - 2019 г. 

Конкурс№18 - Конкурс 2017 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-106 - Проблемы механики в проектировании новых материалов

Ключевые словаТранспортная техника, защита, инфра- и низкочастотное виброакустическое воздействие, композитный материал с предельной характеристикой, фононный кристалл

Код ГРНТИ29.27.17, 87.55.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Защита от инфра- и низкочастотных вибраций и шума является нерешенной научно-технической проблемой. Крайне неблагоприятно их длительное воздействие на человека, так как приводит к тяжелым заболеваниям и патологиям. Они превышают 35% от общего количества вредных воздействий окружающей среды. Исследования показывают, что такие вибрации и шум увеличивают прямые эффекты (ухудшение работоспособности, психические расстройства, нарушения сна), а также косвенные (дисфункция вегетативной нервной и сердечнососудистой систем). Разработчики перспективных видов техники сталкиваются с новой проблемой, которой нет в современной технике, и поэтому не имеет научного описания. Например, эффективность современных систем виброшумоизоляции внутри и снаружи высокоскоростных поездов ограничивается скоростями составов 200−250 км/час. Однако скорости прототипов уже достигают 500−600 км/час. При таких скоростях вредные вибрации и шум превышают нормы на 300%. Однако проблема не вполне осознается, поскольку современные высокоскоростные линии имеют небольшую протяженность, поэтому длительность вредных воздействий на человека ограничена. Вместе с тем, уже ведутся интенсивные поисковые работы по созданию линий протяженностью до 10−12 тыс. км. Далее, амплитуды виброакустических ускорений авиадвигателей в отдельных полосах низких частот достигают 160−170 дБ, превышая нормы на 450−1500%. Данная проблема также не имеет пока научного объяснения, отсутствуют методы защиты. Обычные методы способны повысить качество виброшумоизоляции на 20−40%. Нужен скачок качества защиты на 2−3 порядка, чтобы обеспечить конкурентное, перспективное проектирование транспортной техники (вертолетов, самолетов, высокоскоростного железнодорожного транспорта, автомобилей), и защиту человека и самой техники от вредных и опасных воздействий. Данный проект посвящен развитию теории и методов проектирования систем защиты с предельными характеристиками, на основе «отрицательных» композитов. Научная задача в предлагаемой постановке и методология ее решения рассматриваются впервые. Новыми аспектами являются: (а) развитие методов структурного, геометрического и динамического синтеза механизмов систем защиты на основе композитов, жесткость и относительное демпфирование которых близки к нулю, (б) повышение циклической прочности упругих элементов систем с предельными характеристиками при закритическом деформировании «в большом», (в) изучение возможности проектирования систем широкополосной инфрачастотной и низкочастотной виброшумоизоляции, начиная с микро- наноструктурного уровня, путем создания и применения другой группы новых композитных материалов − фононных кристаллов, (г) структурирование полидисперсных фононных кристаллов и цепочек с предельными характеристиками, (д) синхронизация мод деформирования цепочек с «положительными» и «отрицательными» характеристиками, (е) анализ возможности применения фононных кристаллов для проектирования интерьера и/или несущих конструкций транспортной техники, которые одновременно защищают от вибраций и шума. Также для создания теории и методов проектирования систем с предельными характеристиками требуется: понимание закономерностей взаимодействия композитов (полидисперсных фононных кристаллов) с гетерогенными средами, научные знания моделирования прохождения низкочастотных волн по многомерным цепочкам микроструктурных неоднородностей, создание алгоритмов и процедур анализа динамики и моделирования условий устойчивости систем в перспективных приложениях. Решение задач проекта необходимо, так как позволит перейти от преимущественно эмпирического синтеза систем с предельными характеристиками к научно обоснованному. Решение задач вполне достижимо, поскольку исполнители обладают значительным научным заделом в виде новейших достижений, превышающих мировой уровень, в теории и методах синтеза неоднородных микро- и наноструктурных систем, нелинейной теории виброакустики, упругой устойчивости, технологиях проектирования и использования перспективных материалов, программного обеспечения для исследования и активного управления свойствами систем виброшумоизоляции транспортных и технологических машин. Исполнители располагают современной (собственной или коллективного пользования) научно-технической базой, необходимой для получения и анализа материалов, измерения и управления динамикой процессов в многофазных средах, для обработки, анализа и визуализации результатов исследования.

Ожидаемые результаты
Применение новых наукоемких систем, предлагаемых к разработке, способно повысить качество виброшумоизоляции техники в 50−300 раз в отдельных полосах низких частот, в сравнении с обычными системами. Решение проблемы инфра- и низкочастотной виброшумоизоляции значительно (на треть) может снизить уровень заболеваний человека, таких как психические расстройства, дисфункция вегетативной нервной и сердечнососудистой систем, вместе с тем, повысить работоспособность. Результаты проекта найдут применение в разработке высокоточных приборов, систем высокоскоростного железнодорожного транспорта, летательных аппаратов, автомобилей, других видов транспортных машин и оборудования, в гражданском и промышленном строительстве, особенно в регионах с высокой техногенной и природной сейсмоактивностью. Решение научной проблемы даст новый импульс международным программам создания перспективных гражданских вертолетов и высокоскоростных железнодорожных сообщений дальнего следования, разработанным до 2024 г. Это также поможет поиску новых решений в автомобилестроении, где оборот на создание и производство систем виброшумоизоляции оценивается в $40−95 млрд. в год. Уже сейчас интерес к результатам проекта проявляет ряд ведущих мировых компаний, например, АО «Авиадвигатель» (Россия) и Hyundai Motors (Корея). Поэтому есть основания утверждать, что результаты будут востребованы научным сообществом и высокотехнологичными отраслями промышленности. Будут исследованы волновые процессы в моно- и полидисперсных неоднородных средах с предельными характеристиками, возможности управления структурой фононных кристаллов для систем инфра- и низкочастотной виброшумоизоляции. Это позволит установить корреляции параметров рабочего пространства и волновых процессов. Это также позволит моделировать и измерять волноводные, резонансные и аномальные свойства цепочек кристаллов. Будет изучено распространение низкочастотных волн по одно- и многомерным периодическим цепочкам с вариативными неоднородностями. Будут получены численные модели и оценки спектра низких частот ползущей моды. Для моделирования элементов системы, численные эксперименты будут проведены для различных физических состояний неоднородностей и параметров среды. Моделирование низкочастотных волн и собственных спектров системы защиты позволит сформировать структуру системы. Будет изучена механика волноводных, резонансных и аномальных свойств цепочек неоднородностей с предельными характеристиками в гетерогенных многокомпонентных средах. Полученные дисперсионные соотношения позволят определить полосы пропускания и запирания в задаче о прохождении акустических волн через одно- и многомерную периодическую цепочку неоднородностей. Анализ волновых процессов позволит оценить роль неоднородностей в формировании спектра собственных частот системы. Будут получены опытные партии образцов микро- и нанопорошков с заданными дисперсионными характеристиками для моделирования композитных материалов (фононных кристаллов). Будут исследованы свойства порошков, структурирование кристаллов, модифицирование многослойных тонкостенных упругих конструкций. Методом прессования будут изготовлены образцы композитных материалов и, на их основе, макеты деталей механизмов транспортных средств. Получит развитие метод анализа напряженно-деформированного состояния тонкостенных упругих систем при закритическом деформировании «в большом». На основе критериев подобия, будут разработаны основы проектирования элементов систем инфра- и низкочастотной виброшумоизоляции для вертолетов и высокоскоростного железнодорожного транспорта. Будут проведены исследования по повышению циклической прочности тонкостенных систем c «отрицательной» жесткостью, а также эксперименты по модифицированию пружинных сталей. Получат развитие методы синтеза структуры и оптимальной геометрии избыточных пространственных механизмов для систем с «отрицательной» жесткостью. Будут выполнены теоретические исследования моделей механизмов, упруго-диссипативные связи которых имеют предельно малые жесткость и демпфирование и поэтому способны обеспечить виброизоляцию в полосе частот, близкой к нулю. Будет проведен комплекс экспериментов по исследованию и оптимизации свойств и структуры исходных и проектируемых материалов. Результаты проекта соответствуют или превышают мировой уровнь состояния исследований в предметной области проекта и будут опубликованы в монографии и в статьях международных реферируемых профильных журналах


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Предложена стратегия, включающая теоретические и экспериментальные методы проектирования элементов конструкций, механизмов и систем с предельными упруго-диссипативными характеристиками для широкополосной виброшумоизоляции человека и техники при помощи композиционных материалов, структурные и/или модифицирующие элементы которых сформированы из полидисперсных сред. В том числе: 1) С помощью оригинальных технологий, основанных на физических и химических методах синтеза микро- и нанопорошков, получены образцы полупродуктов (в частности, нанопористые гранулы, наполненные полидисперсными порошками) для проектирования конструкционных композитных материалов, а также наполнителей пористых (например, вспененных) материалов для изготовления деталей интерьера. 2) Проведены исследования распространения акустических волн в одномерно-периодических неоднородных средах. Изучено распространение волн в одномерных моно- и полидисперсных фононных кристаллах, прохождение волн через границу фононного кристалла и однородной сплошной среды, а также прохождение волн через границу двух фононных кристаллов в условиях различных предположений о пространственной структуре и физических свойствах неоднородных сред. Для решения таких задач предполагалось, что периодическая цепочка неоднородностей допускает группу трансляций. Задачи решались методами теории представлений групп симметрий задачи в пространстве решений. В результате получены дисперсионные кривые, связывающие частоту колебаний со сдвигом фазы колебаний в соседних фундаментальных ячейках группы трансляций, исследована механика колебаний на волноводных частотах, получена структура спектра колебаний. При изучении задачи прохождения акустических волн через границу фононных кристаллов с однородной средой и задачи прохождения акустических волн через границу двух фононных кристаллов с различными характеристиками по составу и пространственной структуре получены зависимости коэффициентов прохождения и отражения акустических волн при переходе через границы структур от геометрических и физических параметров кристаллов. Описано поведение коэффициентов прохождения и отражения акустической энергии в окрестности границ полос запирания и пропускания спектров фононных кристаллов. Проведены исследования распространения нелинейных гидроупругих волн в трещинах и порах упругого материала. В предположении о малости поперечных размеров трещин по сравнению с длинами распространяющихся волн задача моделируется при помощи одномерного канала с упругими стенками, заполненного флюидом. Методами исследования систем квазилинейных гиперболических уравнений найдена зависимость скорости распространения гидроупругих волн от упругих характеристик канала и свойств заполняющего канал флюида. Показано, что скорость гидроупругих волн меньше скорости звука во флюиде и скорости распространения возмущений в канале. Методами теории распространения слабых разрывов получены условия возникновения градиентной катастрофы решения для каналов с различной геометрией. Получены соотношения на линии сильного разрыва. Обнаружен нелинейный механизм утилизации энергии распространяющихся волн на сильном разрыве. 3) Методом ударно-волнового компактирования исходных порошков был получен макет конструкционного композита «сталь-Al2O3-сталь». В основе метода лежит высокоскоростная пластическая деформация внешней цилиндрической металлической оболочки и прессование порошка, расположенного между соосными цилиндрическими металлическими трубами, под действием энергии расширяющихся продуктов детонации. Макеты виброизолирующих конструкций из полученного композита испытаны методами модального анализа. 4) Метод объемного наполнения пористых материалов гранулами («микрочипами») и полидисперсными нанопорошками показал эффективность при модифицировании систем шумоизоляции транспортных средств. Испытания масштабных моделей элементов проектируемой системы показали, что такой подход позволяет повысить эффективность шумоизоляции по коэффициенту поглощения на 60−100% и по коэффициенту потерь интенсивности входного сигнала на −20…−22 дБ. При этом частотный спектр эффективности шумоизоляции существенно расширен и смещен в сторону более низких частот (с обычных 5−6,3 кГц до 0,5−6,3 кГц). При этом достигается улучшение акустических характеристик с применением композитов в виде многослойных сэндвичей из вспененных пористых материалов, наполненных полидисперсными наполнителями, где каждый i-слой имеет малую толщину (порядка 2−2,5 мм). 5) Разработан алгоритм измерения и FFT-автокорреляционного спектрального анализа акустических характеристик исходных материалов и проектируемых композитов и конструкций из них. Алгоритм основан на методе вычисления матриц переноса и позволяет получить высокую корреляцию характеристик структурных элементов системы шумоизоляции. Алгоритм позволяет прогнозировать характеристики моделей систем шумоизоляции любой сложности. Эффективность работы алгоритма показана на примере проектирования элементов системы шумоизоляции интерьера транспортного средства. 6) Получил развитие метод структурного синтеза механизмов для систем виброизоляции с предельными характеристиками жесткости и демпфирования (от «отрицательных» до почти нулевых значений). Такие системы являются перспективными для защиты человека и прецизионной техники от наиболее вредных и опасных вибраций в диапазоне инфра- и низких частот (0,5−40 Гц). Метод включает теоретические основы и численный алгоритм синтеза «идеальной» пространственной структуры системы любой сложности, а также атлас из 24 групп новых структурных схем. Причем представленные в атласе схемы есть лишь некоторые из множества возможных схем, которые могут быть получены с помощью метода и применены для проектирования системы для любого типа машин и условий их эксплуатации. Минимизация структурной избыточности с помощью метода позволяет снизить системное демпфирование в 3,5−4 раза и, тем самым, достичь заданных значений предельных характеристик жесткости. 7) Также получил развитие метод проектирования геометрического синтеза механизмов, параметрические элементы которых есть композиции из многослойных тонкостенных упругих конструкций, работающих при закритическом деформировании «в большом». В частности, введение межслойных gap-элементов в модели исследования напряженно-деформированного состояния параметрических элементов позволило более точно оценить структурное трение и сформулировать дополнительные проектные параметры, которые существенно расширяют диапазон регулирования предельных характеристик жесткости. Метод чувствителен к изменению основных и дополнительных проектных параметров. Это позволяет увеличить на порядок и более диапазон регулирования «отрицательной» жесткости, при малом (12−15%) увеличении размеров механизмов. Метод применим к проектированию как систем виброизоляции человека-оператора, например, пилотов вертолетов, так и технических систем, например, подвижного железнодорожного состава. При этом предельные размеры механизмов для «железнодорожной» системы с нагрузкой 250−300 кН увеличиваются лишь в 2,2−2,5 раза, в сравнении с размерами механизмов для авиационной системы при нагрузке менее 1,4 кН.

 

Публикации

1. Константинов А.П., Сухинин С.В. Wave transmission and reflection at the boundary of phononic crystals AIP Conference Proceedings, - (год публикации - 2017)

2. Константинов А.П., Сухинин С.В., Юрковский В.С. Wave transmission and reflection at the boundary of phononic crystals Journal of Physics: Conference Series, v.894,1,012094 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1088/1742-6596/894/1/012094

3. Ли Ч.-М., Говердовский В.Н. Developmental Trends of Transport Vibration Protection Systems with Extreme Characteristics IEEE Advancing Technology for humanity, - (год публикации - 2017)

4. Ли Ч.-М., Говердовский В.Н., Сухинин С.В., Константинов А.П., Трилис А.В., Юрковский В.С. Phonon Crystals as Elements of the Broadband Vibration and Noise Protection Systems IEEE Advancing Technology for humanity, - (год публикации - 2017)

5. Сухинин С.В., Юрковский В.С., Константинов А.П., Трилис А.В. Wave propagation in channels and cracks with elastic walls Journal of Physics: Conference Series, v. 904,issue 1, 012093 (год публикации - 2017) https://doi.org/10.1088/1742-6596/894/1/012093

6. Сухинин С.В., Юрковский В.С., Константинов А.П., Трилис А.В., Чупин А.Н. Nonlinear Hydraulic Shock Mechanism of the Wave Energy Dissipation in the Porous and Fractured Media AIP Conference Proceedings, - (год публикации - 2017)

7. Сызранцев В.В., Викулина Л.С., Бардаханов С.П., Номоев А.В., Копаница Н.О., Абзаев Ю.А., Демьяненко О.В., Копаница Г.Д. The different fractal structure of oxide nanopowders depending on the method of production Solid State Phenomena, - (год публикации - 2017)


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
Разработана методология проектирования и исследования материалов, конструкций и механизмов для специальных систем защиты от низкочастотного вибрационного шума и инфрачастотных вибраций, наиболее вредных и опасных для жизнедеятельности человека и работы техники. Методология включает, в том числе: 1) Новый метод «химического» синтеза микро- и нанопорошков металлов и оксидов для проектирования многофункциональных композитов, например, из вспененных полимеров с наполнителями для конструирования деталей интерьера помещения или транспортного средства, способных обеспечить высокие шумопоглощающие и огнезащитные свойства. Метод может также успешно применен для синтеза различных микро- и нанопорошков с содержанием примесей не более 1 ppm, что важно для проектирования конструкционных композитов в ряде перспективных приложениях, например, в микро- и наноэлектронике. 2) Метод снижения вибрационного шума, заключающийся в управлении коэффициентом шумопоглощения путем введения комбинированных наполнителей в материал, каждый из которых «отвечает» за определенную полосу низкочастотного акустического спектра, а материал играет роль «матрицы», на внутреннюю поверхность которой, например, из водных растворов наносят соли, окислы, в том числе, образующиеся in situ. 3) Метод шумоподавления в производственном помещении, учебной аудитории, в транспортном средстве, заключающийся в предварительной обработке звуковых сигналов (речевой канал) с помощью интегральной алгоритмической схемы модифицированных PDMSE- и FIF-методов. Метод позволяет снижать уровень фонового шума и улучшать качество передачи речевой информации в различных реверберирующих средах. 4) Метод проектирования оптимальной структуры механизмов с «квазинулевой» и «отрицательной» жесткостью для систем инфрачастотной виброзащиты человека и технических объектов. Теоретическая обоснованность метода показана применительно к разработке активных пневматических систем, наиболее эффективных для инфрачастотной виброзащиты человека, и впервые для систем вторичного подрессоривания тележек вагонов высокоскоростных пассажирских поездов. 5) Метод исследования НДС тонкостенных конструкций из пружинных сталей при закритическом деформировании в большом, основанный на гипотезах и положениях непротиворечивой теории тонких оболочек, дополненный алгоритмом оптимального геометрического on-line проектирования механизмов с «отрицательной» жесткостью. Метод позволяет проектировать многокаскадные системы инфрачастной виброзащиты, содержащих геометрически и динамически подобные механизмы с «отрицательной» жесткостью для систем, грузоподъемность которых отличается на несколько порядков. Впервые, в рамках метода показана возможность перехода от пружинных сталей к легким и высокопрочным композитам, например, углепластикам, что может принципиально изменить философию проектирования механизмов с «отрицательной» и «квазинулевой» жесткостью для виброзащитных и измерительных систем различного назначения. 6) Новые функциональные композиты для шумопоглощения в низкочастотном диапазоне и огнезащиты. Новые конструкционные композиты: из пружинных сталей и впервые из легких упругих углепластиков, ‒ для виброизолирующих и измерительных систем с «отрицательной» и «квазинулевой» жесткостью. 7) Методы экспериментального исследования, включающие цели и задачи исследования, комплекс стандартного и оригинального испытательного оборудования, теоретические основы, алгоритмы и software для реализации процессов нагружения, измерения и FFT- и вейвлет спектрального анализа вибрационных и акустических характеристик, а также выполнения сравнительных оценок качества исходных и проектируемых объектов: композитов, конструкций и механизмов для систем низкочастотного шумоподавления и инфрачастотной виброизоляции. 8) Публикации 2018 г. Статьи S.P. Bardakhanov, C.-M. Lee, V.N. Goverdovskiy, A.P. Zavjalov, K.V. Zobov, M. Chen, Z.H. Xu, I.K. Chakin, D.Yu. Trufanov. Hybrid sound-absorbing foam materials with nanostructured Applied Acoustics. 2018, 139, p.69-74. DOI: 10.1016/j.apacoust.2018.04.024 Q1 V. Syzrantsev, E. Paukshtis, T. Larina Tatyana, Yu. Chesalov, S. Bardakhanov, A. Nomoev. Features of Surface Structures of Alumina and Titanium Dioxide Nanoparticles Produced Using Different Synthesis Methods // Journal of Nanomaterials . 2018, Article number, 2065687, 10 pages. DOI: 10.1155/2018/2065687 C.-M. Lee and V. N. Goverdovskiy Intelligent structural design of transport pneumatic suspensions with extreme characteristics // International Journal of Automotive Technology. 2018, 2018:3, 13 pages. DOI: Q1 H.-Yu Dong and C.-M. Lee. Speech intelligibility improvement in noisy reverberant environments based on speech enhancement and inverse filtering // Eurasip Journal on Audio, Speech, and Music Processing. 2018, 2018:3, 13 pages. DOI: 10.1186/s13636-018-0126-8 V.V. Syzrantsev, L.S. Vikulina, S.P. Bardakhanov, A.V. Nomoev, N.O. Kopanitsa, Y.A. Abzaev, O.V. Demyanenko, G.D. Kopanitsa. The Different Fractal Structure of Oxide Nanopowders Depending // Solid State Phenomena. 2018, Vol. 271 SSP, p. 124-132. DOI: 10.4028/www.scientific.net/SSP.271.124 Статьи в материалах конференций S. Bardakhanov, M. Katasonov. Bluff bodies and wake flow-induced acoustic resonance // Proceedings of the 25th International Congress on Sound and Vibration,Sound of Peace Bell, 2018_Silesian University of Technology Press, Gliwice, Poland K. Zobov, C.-M. Lee, V. Goverdovskiy, D. Trufanov, S. Bardakhanov. Nanostructured sound-absorbing foam materials // Proceedings of the 25th International Congress on Sound and Vibration,Sound of Peace Bell, 2018_Silesian University of Technology Press, Gliwice, Poland C.-M. Lee, V. Goverdovskiy, A. Shutov, A. Larichkin. Vibration protection systems with extremely small stiffnes and damping intelligent structural design and dimensioning // Proceedings of the 25th International Congress on Sound and Vibration,Sound of Peace Bell, 2018_Silesian University of Technology Press, Gliwice, Poland

 

Публикации

1. Бардаханов С.П., Ли Ч.-М., Говердовский В.Н., Завьялов А.П., Зобов К.В., Чен М., Ксу З.Н., Чакин И.К., Труфанов Д.Ю. Hybrid sound-absorbing foam materials with nanostructured Applied Acoustics, Applied Acoustics, 2018, 139, 69-74 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.apacoust.2018.04.024

2. Сызранцев В., Паукштис Е., Ларина Т., Чесалов Ю., Бардаханов С., Номоев А. Features of Surface Structures of Alumina and Titanium Dioxide Journal of Nanomaterials, Volume 2018, Article ID 2065687 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1155/2018/2065687

3. Сызранцев В.В., Викулина Л.С., Бардаханов С.П., Номоев А.В., Копаница Н.О., Абазаев Ю.А., Демьяненко О.В., Копаница Г.Д. The Different Fractal Structure of Oxide Nanopowders Depending Solid State Phenomena, Solid State Phenomena, 2018, Vol. 271 SSP, pp 124-132 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.4028/www.scientific.net/SSP.271.124

4. Х.-Ю. Донг, Ч.-М. Ли Speech intelligibility improvement in noisy Eurasip Journal on Audio, Speech, and Music Processing, EURASIP Journal on Audio, Speech, and Music Processing 2018, 2018:3 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1186/s13636-018-0126-8

5. Ч.-М. Ли, В.Н. Говердовский INTELLIGENT STRUCTURAL DESIGN OF TRANSPORT PNEUMATIC SUSPENSIONS WITH EXTREME CHARACTERISTICS International Journal of Automotive Technology, - (год публикации - 2018)

6. Ли Ч.-М., Говердовский В.Н. Vibration Protection Systems with Extreme Characteristics of Stiffness and Damping: Theory, Experiment, Practice, Application, Prospective John Wiley & Sons Ltd., - (год публикации - 2019)

7. Бардаханов С., Катасонов М. Bluff bodies and wake flow-induced acoustic resonance Proceedings of the 25th International Congress on Sound and Vibration,Sound of Peace Bell, 2018_Silesian University of Technology Press, Gliwice, Poland, - (год публикации - 2018)

8. Зобов К., Ли Ч.-М., Говердовский В., Труфанов Д., Бардаханов С. Nanostructured sound-absorbing foam materials Proceedings of the 25th International Congress on Sound and Vibration, Sound of Peace Bell, 2018_Silesian University of Technology Press, Gliwice, Poland, - (год публикации - 2018)

9. Ч.-М. Ли, В.Говердовский, А. Шутов, А. Ларичкин Vibration protection systems with extremely small stiffnes and damping intelligent structural design and dimensioning Proceedings of the 25th International Congress on Sound and Vibration Sound of Peace Bell, 2018 Silesian University of Technology Press, Gliwice, Poland, - (год публикации - 2018)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
Междисциплинарный научный проект и полученные результаты являются вкладом коллектива работников научно-исследовательских институтов России, при техническом содействии коллег из Университета города Ульсан (Республика Корея), в решение одной из критических научно-технических проблем развития систем «человек-машина». Это проблема широкополосных инфранизкочастотных вибраций и шума, наиболее вредных и опасных для жизнедеятельности человека и эксплуатации транспортных и энергетических систем, электронных измерительных приборов, других машин и оборудования. Прогресс, достигнутый в решении проблемы, важен особенно тем, что, наряду с возможностью принципиально более качественного улучшения виброзащиты человека и современных машин, предложены научные методы проектирования концептуально новых технических средств виброзащиты систем «человек-машина» следующего поколения, что не представляется возможным с помощью известных методов. Это пилотируемые (вертолеты) и непилотируемые (наносателлиты, дроны) летательные аппараты, подвижной состав и инфраструктура высокоскоростного рельсового транспорта для перевозок на длинные дистанции, находящиеся в стадии активной разработки, сложные дорогостоящие (стоимостью от 2 до 200 млрд. руб.) высокоэнергетические системы, такие, например, как ускорители заряженных частиц для фундаментальной науки и прикладных исследований высокотехнологичных отраслей промышленности, где улучшение основных технических характеристик (эмиттанса) источников излучения и оптических систем уже не зависит от совершенствования конструкции и ужесточения технологических допусков, однако структурные вибрации, усиливаемые внешними источниками техногенных вибраций, стали критическим ограничивающим фактором развития ускорителей. Вместе с тем, результаты теоретических и модельных (физических) экспериментов, впервые полученные при выполнении проекта, показывают возможность решения, на качественно новом уровне, вибрационных проблем в системах следующего поколения для фундаментальной науки и прикладных исследований высокотехнологичных отраслей промышленности. К числу наиболее значимых, с точки зрения разработчиков, можно отнести следующие результаты выполнения проекта: 1. Разработка основ технологий получения широкого спектра новых конструкционных и функциональных микро- и нанопорошков металлов и неметаллов, и полупродуктов на их основе химическими (в жидкой фазе за счет химических реакций обмена, кристаллизации и т.д.), физическими (испарение твердого тела высокоинтенсивными пучком ускоренных электронов) и механохимическими методами. Методы и технологии изготовления микро- и нанопорошков, получившие развитие в процессе выполнения настоящего проекта, могут быть использованы для решения задач проектирования многофункциональных защитных покрытий, конструкций и механизмов для виброизоляции и шумопоглощения в транспортном машиностроении, строительстве. Вместе с тем, полученные результаты могут быть применены в микро- и наноэлектронике, приборостроении, инженерной экологии, химической промышленности, др. отраслях. 2. Теоретические и экспериментальные методы проектирования и исследования конструкций и компактных механизмов с «отрицательной» и «квазинулевой» жесткостью, которые способны, по-видимому, впервые в данной области науки и техники, обеспечить качественную виброизоляцию человека, машин и оборудования в широком диапазоне, включая виброчастоты, близкие к нулевым значениям. В частности, это методы (алгоритмы и практические методики) моделирования и анализа напряженно-деформированного состояния упругих элементов и систем при закритическом деформировании «в большом», методы проектирования металлических и, возможно, также впервые, упругих, базовых и корпусных элементов виброизолирующих и трансмиссионных механизмов из легких высокопрочных композитов (на примере углепластиков) и керамики. Методы основаны на положениях и гипотезах фундаментальной непротиворечивой теории оболочек. Алгоритмы расчета основаны на методе конечных элементов, с использованием интегрированной среды Delphi разработки программного обеспечения для Microsoft Windows. Базовые методы дополнены алгоритмами поиска оптимальных геометрических и функциональных параметров проектируемых механизмов на основе метода Нелдера-Мида. Предложена также методика расчета упругих элементов и систем с «квазинулевой» и «отрицательной» жесткостью при больших линейных и угловых деформациях и перемещениях. Методика, в которой использован пакет ПО MSC.Marc, применена для упругой и упругопластической моделей расчета конструкций упругих элементов из композита. Задача упругости решена методом Ньютона-Рафсона, в Лагранжевой постановке (Total Lagrange). 3. Разработаны экспериментальные модели для исследования прохождения звуковых волн через микро- и нанопористые среды, проектирования структуры однослойных конструкций и систем пассивного (активного) шумопоглощения в отдельных полосах низкочастотного акустического диапазона, а также многослойных конструкций для широкополосного шумопоглощения. Это позволяет структурировать конструкции для реализации свойств пористых, резонансных и мембранных шумопоглотителей одновременно и, таким образом, максимизировать показатели эффективности системы шумопоглощения в более широком диапазоне частот, при минимально возможных размерах рабочего пространства системы. Такой подход позволяет проектировать, например, двуслойные шумопоглощающие конструкции, общей толщиной порядка 25-40 мм, которые могут быть эффективными во всем диапазоне низких акустических частот, 125-1600 Гц, наиболее вредных и опасных для жизнедеятельности человека. Для сравнения, известные виды шумопоглощающих материалов, применяемых в транспортном машиностроении и строительстве, а также многослойные конструкции из таких материалов, общей толщиной до 170 мм, эффективны, начиная с частот выше 500 Гц. 4. Разработана технология получения и образцы новых шумопоглощающих композитов с применением микро- и нанопорошковых наполнителей и нетоксичных полупродуктов. Технология заключается в получении неорганических соединений (солей), приготовлении растворов для пропитки пористых (с открытой пористостью) или волокнистых материалов, погружении материалов в раствор, сначала первой соли, введении в первичный раствор второй соли в количестве от эквимолярного до 2-3%-избытка от стехиометрии, пропитке материала в получаемом комбинированном растворе, последующих промывке водой и сушке материала. Изготовлена серия из 21 сочетания солей, которые дали положительный результат, в частности, CuSO4+NaHCO3, CaCl2+KH2PO4, BaCl2+KH2PO4, SrCl2+KH2PO4, AlCl3+Na2CO3, Na2SiO3+NaHCO3. Преимущества технологии: (а) упрощение процесса изготовления шумопоглощающего материала, (б) применение доступных, недорогих, нетоксичных исходных ингредиентов и полупродуктов, получаемых оригинальными методами, для пропитки, (в) возможность применения технологии при изготовлении новых или модифицировании известных шумопоглощающих материалов, (г) обеспечение 2-3х-кратного повышения, в сравнении с известными материалами, шумопоглощения в диапазоне акустических частот, 125-1000 Гц. 5. Разработан и успешно апробирован метод синтеза сульфаматов и ортофосфатов для получения комбинированных растворов и последующей пропитки ими шумопоглощающих материалов, повышающих огнестойкость проектируемых материалов (шумопоглощающие материалы и конструкции становятся негорючими). Этот результат разработчики проекта считают также крайне важным для обеспечения безопасности окружающей среды человека и надежной работы систем «человек-машина», поскольку обычные декоративные и шумопоглощающие материалы и конструкции, например, современного автомобиля, спального пассажирского вагона и салона пассажирского самолета могут, при воспламенении, полностью выгорать в течение 9-10, 6-12 и 3-6 мин., соответственно. 6. Разработаны и испытаны на стендах масштабированные модели и экспериментальные образцы виброизолирующих механизмов «квазинулевой» и «отрицательной» жесткости с пассивным и активным параметрическим управлением. Это, в частности, мини-платформа грузоподъемностью до 500-600 Н. Одна из особенностей платформы – применение упругих элементов с «квазинулевой» и «отрицательной» жесткостью из легких высокопрочных композитов (углепластиков). Это позволило увеличить эффективный рабочий ход в 4-5 раз, в сравнении с аналогами из обычных пружинных сталей, без увеличения размеров рабочего пространства системы. Методами теории подобия, стало возможным проектирование виброизолирующих механизмов грузоподъемностью 150-5000 Н, без существенного изменения размеров базовых механизмов. Получены новые научные результаты, направленные на повышение надежности работы механизмов «отрицательной» жесткости для виброизолирующих систем тяжелых технических объектов (грузоподъёмностью до 250000 Н), например, транспортных и энергетических машин, конструктивных элементов жилых и промышленных зданий, мостов и т.п. объектов в зонах повышенной природной или техногенной сейсмической активности. 7. Помимо структурных методов, разработаны алгоритмические методы и технические средства диагностики и снижения вредного и опасного влияния вибраций и вибрационного шума. В частности, это комбинированный алгоритмический метод шумоподавления в реверберирующих средах. Разработаны алгоритмы измерения и анализа RIR (импульсной, переходной характеристики) речевых сигналов в режиме реального времени при реверберации и фоновом шуме в замкнутых пространствах с переменными граничными условиями. Метод исследования и диагностики базовых элементов (подшипниковых узлов и трансмиссий) на основе FFT- и вейвлет методов вибрационного спектрального анализа. В частности, предложен метод оценки размера дефекта базового элемента механизма (например, наружного кольца подшипника качения при переменной скорости вращения). Предложена адаптивная методика диагностики и быстрого поиска возможного источника отказа трансмиссионных на основе эмпирического вейвлет-преобразования. 8. Основные результаты исследований опубликованы в рейтинговых научных изданиях: в журналах Shock and Vibration, Applied Sciences, в Трудах 26th International Congress on Sound and Vibration (ICSV26). В издательстве Cambridge University Press готовится к изданию монография. Заявки на результаты интеллектуальной деятельности зарегистрированы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (ФИПС) России.

 

Публикации

1. Ванг П, Ли Ч.-М. Fault Diagnosis of a Helical Gearbox Based on an Adaptive Empirical Wavelet Transform in Combination with a Spectral Subtraction Method Applied Sciences, Applied Sciences, 2019, 9, article number 1696 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.3390/app9081696

2. Ву К., Ли Ч.-М. A Modified Leakage Localization Method Using Multilayer Perceptron Neural Networks in a Pressurized Gas Pipe Applied Sciences, Applied Sciences, 2019, 9, article number 1954 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.3390/app9091954

3. Ли Ч.-М., Cу Д.-Х., Чен М., Ву К., Молдавский Д.Д., Говердовский В.Н., Бардаханов С.П., Зобов К.В. METHODS OF SYNTHESIS AND IN-SITU FILLING OF ACOUSTIC MATERIALS WITH NANOPOWDERS TO IMPROVE THE LOW FREQUENCY SOUND ABSORPTION Proceedings of the 26th International Congress on Sound and Vibration, ICSV 2019, Proceedings of the 26th International Congress on Sound and Vibration, ID 828 (год публикации - 2019)

4. Ли Ч.-М., Говердовский В., Толочко Б., Антохин Е., Прохоров А., Ларичкин А. A NEW CONCEPT OF VIBRATION PROTECTION SYSTEMS WITH “QUASI-ZERO” STIFFNESS AND A NEW CHALLENGE TO USE SUCH SYSTEMS Proceedings of the 26th International Congress on Sound and Vibration, ICSV 2019, Proceedings of the 26th International Congress on Sound and Vibration, ID 829 (год публикации - 2019)

5. Ху Г.-К., Ли Ч.-М. Estimation of the Defect Width on the Outer Race of a Rolling Element Bearing under Time-Varying Speed Conditions Shock and Vibration, Volume 2019, Article ID 8479395, 11 pages (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1155/2019/8479395

6. Говердовский В.Н., Ли Ч.-М., Прохоров А.Н., Ларичкин А.Ю., Полубояров В.А. Виброизолирующиймеханизм -, 2019135753 (год публикации - )

7. Говердовский В.Н., Ли Ч.-М., Прохоров А.Н., Ларичкин А.Ю., Полубояров В.А. Способ виброизоляции -, 2019135753 (год публикации - )

8. Говердовский В.Н., Ли Ч.-М., Прохоров А.Н., Ларичкин А.Ю., Полубояров В.А. Виброизолирующий механизм -, 2019135753 (год публикации - )

9. Молдавский Д.Д., Говердовский В.Н., Биспен Т.А., Бардаханов С.П., Ли Ч.-М. Способ изготовления шумопоглощающего материала -, 2019138476 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
1. Научный и технологический задел для проектирования и изготовления сравнительно несложных и экономичных систем диагностики и прогноза технического состояния и защиты от вибраций в высокоэнергетических, дорогостоящих (стоимостью от 2 до 200 млрд. руб.) комплексах ускорителей заряженных частиц нового поколения (типа ВЭПП-4+, Сибирский кольцевой источник фотонов(СКИФ)), находящихся в настоящее время в стадии интенсивной разработки для решения задач фундаментальной науки и прикладных исследований в высокотехнологичных отраслях промышленности (микро- и наноэлектроника, медицина и биоинженерия, фармакология и фармацевтика, приборостроение и измерительные системы). Причины необходимости в создания принципиально новых систем вибродиагностики и виброзащиты для комплексов ускорителей заряженных частиц: (а) Установлено, что улучшение (до требуемого уровня) основных технических характеристик (эмиттанса) источников излучения, а также оптических систем уже не зависит от совершенствования конструкции и ужесточения технологических допусков ускорителей, однако структурные, вибрации, усиливаемые внешними источниками техногенных вибраций и природной сейсмичности, стали критическим ограничивающим фактором развития комплексов. (б) Современные системы виброзащиты, основанные на методах пассивного (активного) демпфирования, неспособны устранить или хотя бы снизить до безопасного уровня наиболее вредные и опасные структурные и техногенные инфрачастотные вибрации. 2. Научный и технологический задел для проектирования и изготовления сравнительно несложных и экономичных систем виброзащиты операторов, пассажиров и оборудования перспективных транспортных и технологических машин, в том числе, пилотируемых (вертолеты) и непилотируемых (наносателлиты, дроны) летательных аппаратов, систем подвижного состава и инфраструктурных объектов высокоскоростного рельсового транспорта для перевозок на длинные дистанции, которые находятся в настоящее время в стадии активной разработки. 3. Научный и технологический задел для разработки и производства широкого спектра нанопорошков металлов и неметаллов, многофункциональных (антирокоррзионных, шумопоглощающих, огнезащитных) конструкционных и функциональных композитов, конструкций и покрытий для применений в электронике, приборостроении, инженерной экологии, химической промышленности, машиностроении и строительстве.