КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 17-79-20027

НазваниеСоздание высокооборотных и сверхвысокооборотных электромеханических преобразователей энергии средней и малой мощности на гибридном магнитном подвесе для аэрокосмической отрасли

РуководительВавилов Вячеслав Евгеньевич, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский университет науки и технологий», Республика Башкортостан

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2017 - 06.2020 

Конкурс№24 - Конкурс 2017 года по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-405 - Транспортная энергетика (наземного, водного, воздушного, космического транспорта)

Ключевые словавысокооборотные электромеханические преобразователи энергии; гибридные магнитные подшипники; аморфное железо; высококоэрцитивные постоянные магниты;

Код ГРНТИ45.29.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Электрические машины систем электроснабжения (ЭМСЭ) играют одну из решающих ролей в современной транспортной промышленности в целом и аэрокосмической промышленности в частности. В проекте под высокооборотными электрическими машинами средней мощности понимаются электрические машины с частотой вращения ротора до 90 000 об/мин и мощностью до 250 кВт (могут применяться в системах электроснабжения и системах управления пассажирских и военных летательных и космических аппаратов) и под электрическими машинами малой мощности-сверхвысокооборотные электромеханические преобразователи мощностью до 500 Вт с частотой вращения до 1200000 об/мин (могут применяться в системах электроснабжения и управления спутников, беспилотных летательных аппаратов). Особенно ярко это проявляется при создании новых летательных аппаратов, реализующих концепции полностью электрического и более электрического самолета, например Boeing 787 или F–35. Использование высокоэффективных ЭМСЭ на данных самолетах позволяет значительно повысить их топливную эффективность, энерговооруженность и расширить их функциональные задачи, за счет частичного отказа в том числе, от гидравлических и пневматических систем. Кроме того, в определенной мере повышается надежность летательного аппарата. Очевидно, что при данной постановке проблемы от эффективности ЭМСЭ в этом случае зависит эффективность всего летательного аппарата. Также без высокоэффективных ЭМСЭ практически невозможно создать новые перспективные космические аппараты, например NASA, для повышения эффективности и расширения функциональных возможностей космических аппаратов разрабатывает новые электрогенераторы для спутников. Для реализации программы NASA The Next Generation Launch Technology Program компании Lockheed Martin Aeronautics и Honeywell Aerospace-Torrance создают новые высокоэффективные, высокооборотные ЭМСЭ. Все эти предпосылки формируют значительный рынок высокоэффективных ЭМСЭ для аэрокосмической отрасли, потребности которого возрастают ежегодно, при этом с ростом этих потребностей возрастает конкуренция между производителями ЭМСЭ. Поэтому производителями ЭМСЭ для удовлетворения требований потребителей и достижения устойчивого положения на рынке приходиться решать проблему повышения эффективности ЭМСЭ, которая включает в себя одновременно снижение потерь энергии в ЭМСЭ, увеличении мощности ЭМСЭ, снижение массы и объема занимаемого ими и при этом производителям ЭМСЭ необходимо обеспечивать минимальную стоимость ЭМСЭ. Одним из основных методов решения данной проблемы явилось применение высокооборотных ЭМСЭ с высококоэрцитивными постоянными магнитами (ВПМ). Основным преимуществом данного типа ЭМСЭ является высокая плотность энергии при миниатюрных габаритных, что обуславливает широкие перспективы применения их в автономных системах различного назначения. При всех технических преимуществах высокооборотных ЭМСЭ, данная область электромеханики начала развиваться сравнительно недавно . Развитию данной области способствовало появление новых электротехнических материалов, материалов обеспечивающих механическую прочность ротора и развитие микроэлектроники. Поэтому теоретические исследования по данной теме ограниченны и представляют собой разрозненный материал, описывающий отдельные конструктивные решения по высокоборотным и сверхвысокооборотным ЭМСЭ для определённой области применения, а также поиска наиболее эффективных конструктивных схем. Так в работах Haneywell (Evgeni Ganev Selecting the Best Electric Machines for Electrical Power Generation Systems// IEEE Electrication Magazine. December 2014) доказана, что наиболее эффективным типом подобных электромеханических преобразователей энергии являются беспазовые ЭМСЭ. При этом авторами заявки в результате экспериментальных исследований, показано, что наиболее эффективно с технологической и конструктивной точек зрения является выполнение подобных ЭМСЭ с витым магнитопроводом из аморфного железа (результаты исследований приведены в дополнительной информации к проекту). Так как данные ЭМСЭ обладают минимальными массогабаритными показателями, при максимальном КПД и надежности. В тоже время,уточнений общей теории, позволяющей перейти к промышленному освоению подобных ЭМСЭ, которая бы включала в себя и обобщенную математическую модель, позволяющее одновременное исследование механических, электромагнитных процессов и динамики ротора, верифицированной экспериментально, методологий расчета, а также методов, позволяющих синтез оптимальных конструктивных схем подобных ЭМСЭ на данный момент не сформулировано (некоторые попытки решения данной научной проблемы для сверхвысокооборотных ЭМСЭ были сделаны в работах C. Zwyssig, J.W. Kolar, но в данных работах описание ограничивается компьютерным моделированием и рядом известных уравнений. Задачами исследований высокооборотных ЭМСЭ также активно занимаются и занимались В. А. Балагурова, А. Н. Ледовский, Д. А. Бут, А. Б. Захаренко, Я. Б. Данилевича, В. Я. Гечи, И. Ю. Кручининой, Б. С. Зечихина, А. М. Сугробова, Русаков М.Ю. J. R. Hendershot, T. J. E Miller, A. Binder, T. Schneider, но общей теории с оценкой эффективности различных материалов в работах данных авторов также не приведено).То есть общей теории создании высокооборотных ЭМСЭ нет, также не решены частные задачи создания подобных ЭМСЭ: проблемы трения в подшипниковых опорах, повышения эффективности их систем охлаждения, обеспечение механической прочности и высоких критических частот ротора. Все это значительно ограничивает создание столь необходимых авиационной промышленности высокооборотных и высокооборотных ЭМСЭ и выдвигает тем самым такую научную проблему, как противоречие между потребностью промышленности в уникальных высокооборотных ЭМСЭ с максимальной плотностью энергии и максимальным КПД, при минимальных массогабаритных показателях и отсутствием научно-обоснованных подходов и общей теории их создания, а также невозможности использования известной теории электрических машин, для создания подобных ЭМСЭ, так как в известной теории не предусматривается синтез механических, тепловых и электромагнитных расчетов, что крайне важно для создания высокооборотных ЭМСЭ, не рассматриваются потери при высоких частотах. То есть возникает научное противоречие: невозможность применения известной теории, описывающей процессы в электромеханических преобразователях для создания высокооборотных и сверхвысокоборотных перспективных электромеханических преобразователей энергии. И именно обобщенное решение данной научной проблемы путем создания обобщенной теория высокооборотных электромеханических преобразователей энергии, в том числе с магнитопроводом из аморфной стали будет являться основной задачей данного исследования, которая решается впервые в мировом научном сообществе. Научной новизной проекта является то, что будут решены задачи многокритериальной оптимизации подобных ЭМСЭ с использованием эволюционных алгоритмов. Проблема трения в высокооборотных ЭМСЭ в данной работе решается за счет использования гибридных магнитных подшипников. Впервые будет создана обобщенная математическая модель, позволяющее одновременное исследование механических, электромагнитных процессов и динамики ротора, верифицированной экспериментально, методологий расчета, а также методов, позволяющих синтез оптимальных конструктивных схем подобных ЭМСЭ. Кроме того, впервые будут проведены исследования эффективности применения аморфных сплавов в ЭМСЭ, и разработана технология формирования сердечников из них. В основном известны только применения для трансформаторов. В рамках проекта планируется создать экспериментальный макет сверхвысокоборотный электромеханический преобразователь энергии мощностью 100-130 Вт с частотой вращения ротора 1200000 об/мин. В дополнительной документации к проекту представлены исследования авторов, в том числе экспериментальные доказывающие возможность создания таких электрических машин. Данные электрические машины могут активно использоваться в системах электроснабжения беспилотных авиационных и космических аппаратов (спутников) Решение поставленной фундаментальной научной проблемы позволит обеспечить создание новой отечественной техники гражданского применения, превосходящей по своим техническим характеристикам мировые аналоги. Это позволит РФ быть конкурентоспособной на рынке гражданской авиации и энергомашиностроения, в том числе полученные результаты могут быть использованы при создании дальнемагистральных летательных аппаратов нового поколения, полностью электрических самолетов, а также высокоэффективных беспилотных летательных аппаратов. Это позволит привлечь в экономику РФ инвестиции, в том числе и Азиатских стран (Индии, Китая), и, как следствие всего этого, увеличить количество рабочих мест на предприятиях, подняв тем самым уровень жизни населения.

Ожидаемые результаты
По результатам работы планируется написание 12 работ, индексируемых в БД Scopus и Web of Science (журналы IREASE (Q1), IREE (Q2), PIER (Q2), IEEE Transactions on Magnetics (Q1)) и 20 работ в Российских рецензируемых журналах (Известия ВУЗов. Электромеханика, Авиационное приборостроение, Электротехника, Известия ВУЗов. Авиационная техника. Известия РАН. Теория и системы управления) и 1 монографии. Планируется создание трех макетных образцов для экспериментальных исследований с различными типами обмоток и с различными типами магнитных систем ротора. Также результатами проекта являются: -трехмерная компьютерная модель, позволяющая осуществлять фундаментальные исследования основополагающих физических процессов электромеханического преобразования энергии и особенностей этих процессов при частотах вращения ротора. Будет проведена экспериментальная верификация разработанной компьютерной модели. – классификация высокооборотных и сверхвысокооборотных ЭМСЭ; - Результаты численного исследования процессов в высокооборотных ЭМСЭ, и определенные на основе их физические закономерности в ЭМСЭ данного типа. Особое внимание будет уделено анализу и оптимизации аэродинамических потерь, потерь в бандажной оболочки ротора и постоянных магнитах на вихревые токи, потерям в магнитопроводе статора - Результаты экспериментальных исследований свойств различных активных материалов при высоких частотах и научно-обоснованная оценка возможности использования данных материалов в высокотемпературных электромеханических преобразователях энергии. - Математическая модель, описывающая основополагающие физических процессы беспазового электромеханического преобразования энергии при частотах вращения до 1200 000 об/мин. будет проведена экспериментальная проверка разработанной компьютерной модели; - Три демонстрационных макета беспазовых ЭМСЭ с магнитопроводами из аморфного железа, а также результаты их экспериментальных исследований; В рамках проекта планируется создать экспериментальный макет сверхвысокоборотный электромеханический преобразователь энергии мощностью 100-130 Вт с частотой вращения ротора 1200000 об/мин. В дополнительной документации к проекту представлены исследования авторов, в том числе экспериментальные доказывающие возможность создания таких электрических машин. - Методология проектирования сверхвысокооборотных электромеханических преобразователей энергии и результаты расчетов демонстрационного макета для экспериментальной верификации разработанных математических и компьютерных моделей. - Конструкторская документация с литерой "Э" и технические требования к экспериментальному макету для верификации разработанной математической модели. – Новые научно–обоснованные конструктивные схемы высокооборотных, беспазовых ЭМСЭ, планируется подача не менее 3 патентов РФ на изобретения. - требования к активным материалам сверхвысокооборотных ЭМСЭ - Результаты многомерной оптимизации (с учетом электромагнитных, механических, тепловых свойств, а также роторной динамики) магнитной системы ротора сверхвысокооборотных ЭМСЭ электромеханических преобразователей энергии с помощью генетических алгоритмов и метода Парето - оригинальный способ управления положением ротора ЭМСЭ с гибридными магнитными подшипниками - математическая модель, позволяющая осуществлять исследования оригинального способа управления положением ротора - Анализ применимость различных составов хладагентов для использования в сверхвысокооборотных ЭМСЭ и эффективности их схем охлаждения. - методика экспериментальных исследований и методики верификации математической модели, разработанной на первом году исследований - Программа и методика испытаний демонстрационного макета - Анализ расхождения экспериментальных данных с данными компьютерного и математического моделирования - Рекомендации по технологическому освоению производства, с учетом особенностей предприятий РФ, высокооборотных электромеханических преобразователей энергии - Технология изготовления сердечников электрических машин из аморфного железа


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2017 году
Электрические машины систем электроснабжения (ЭМСЭ) играют одну из решающих ролей в современной транспортной промышленности в целом и аэрокосмической промышленности в частности. В проекте под высокооборотными электрическими машинами средней мощности понимаются электрические машины с частотой вращения ротора до 90 000 об/мин и мощностью до 250 кВт (могут применяться в системах электроснабжения и системах управления пассажирских и военных летательных и космических аппаратов) и под электрическими машинами малой мощности-сверхвысокооборотные электромеханические преобразователи мощностью до 500 Вт с частотой вращения до 1200000 об/мин (могут применяться в системах электроснабжения и управления спутников, беспилотных летательных аппаратов). Особенно ярко это проявляется при создании новых летательных аппаратов, реализующих концепции полностью электрического и более электрического самолета, например Boeing 787 или F–35. Использование высокоэффективных ЭМСЭ на данных самолетах позволяет значительно повысить их топливную эффективность, энерговооруженность и расширить их функциональные задачи, за счет частичного отказа в том числе, от гидравлических и пневматических систем. Кроме того, в определенной мере повышается надежность летательного аппарата. Очевидно, что при данной постановке проблемы от эффективности ЭМСЭ в этом случае зависит эффективность всего летательного аппарата. Также без высокоэффективных ЭМСЭ практически невозможно создать новые перспективные космические аппараты, например NASA, для повышения эффективности и расширения функциональных возможностей космических аппаратов разрабатывает новые электрогенераторы для спутников. Для реализации программы NASA The Next Generation Launch Technology Program компании Lockheed Martin Aeronautics и Honeywell Aerospace-Torrance создают новые высокоэффективные, высокооборотные ЭМСЭ. Все эти предпосылки формируют значительный рынок высокоэффективных ЭМСЭ для аэрокосмической отрасли, потребности которого возрастают ежегодно, при этом с ростом этих потребностей возрастает конкуренция между производителями ЭМСЭ. Поэтому производителями ЭМСЭ для удовлетворения требований потребителей и достижения устойчивого положения на рынке приходиться решать проблему повышения эффективности ЭМСЭ, которая включает в себя одновременно снижение потерь энергии в ЭМСЭ, увеличении мощности ЭМСЭ, снижение массы и объема занимаемого ими и при этом производителям ЭМСЭ необходимо обеспечивать минимальную стоимость ЭМСЭ. Одним из основных методов решения данной проблемы явилось применение высокооборотных ЭМСЭ с высококоэрцитивными постоянными магнитами (ВПМ). Основным преимуществом данного типа ЭМСЭ является высокая плотность энергии при миниатюрных габаритных, что обуславливает широкие перспективы применения их в автономных системах различного назначения. При всех технических преимуществах высокооборотных ЭМСЭ, данная область электромеханики начала развиваться сравнительно недавно. Развитию данной области способствовало появление новых электротехнических материалов, материалов обеспечивающих механическую прочность ротора и развитие микроэлектроники. Поэтому теоретические исследования по данной теме ограниченны и представляют собой разрозненный материал, описывающий отдельные конструктивные решения по высокоборотным и сверхвысокооборотным ЭМСЭ для определённой области применения, а также поиска наиболее эффективных конструктивных схем. Данный НИР посвящен созданию обобщенной теория сверхвысокооборотных электромеханических преобразователей энергии. Для решения данной задачи на первом этапе проекта были выполнены следующие работы: был произведен анализ достигнутых ранее результатов (другими научными группами) и выявление основных тенденций и направлений исследований (результат опубликован в журнале Авиакосмическое приборостроение, индексируется в РИНЦ, входит в ВАК; в журнале Progress In Electromagnetics Research M, входит в Scopus); Выполнена разработка трехмерной компьютерной модели, позволяющей фундаментальные исследования основополагающих физических процессов электромеханического преобразования энергии при высоких и сверхвысоких частотах вращения ротора (опубликована статья в журнале "Электротехника" и переводной версии журнала Russian Electrical Engineering, индексируется в Скопус), По результатам выполнения задачи был сделан доклад на научно-техническом семинаре на кафедре Электромеханики; Были произведены численные исследования и компьютерное моделирование основополагающих физических процессов электромеханического преобразования энергии в сверхвысокооборотных, беспазовых ЭМПЭ. По результатам был сделан доклад на конференции в г. Рыбинск международный форуме «Инновации. Технологии. Производство". Были выявление новые физические закономерности в сверхвысокоборотных электромеханических преобразователях энергии при коротком замыкании, а также при их различных температурных режимах работы (было опубликовано 3 работы в журналах, индексируемых в БД Scopus Indonesian Journal of Electrical Engineering and Computer Science, Progress In Electromagnetics Research); Также в процессе выполнения работы были разработана технология изготовления магнитопроводов статора из аморфного железа, результат опубликован в журнале Progress In Electromagnetics Research (индексируется в Scopus) При выполнении работы была разработана математической модели, описывающей основополагающие физические процессы в сверхвысокобооротных ЭМПЭ, разработанная математическая модель легла в основу предложенной коллективом многодисциплинарной методологии проектирования сверхвысокоборотных ЭМПЭ (результат был опубликован в журнале IEEE Transactions on Energy Conversion (Q1, импакт-фактор 3,8, индексируется в Scopus, WoS). Математическая модель и методология была экспериментально верифицирована, доказана ее точность и эффективность. Также в результате исследований были произведены экспериментальные исследования свойств различных активных материалов при высоких частотах перемагничивания и обоснование возможности использования данных материалов в сверхвысокоборотных ЭМПЭ. По результатам был сделан доклад на конференции IEEE IWED (индексируется в scopus и WOS). В результате выполнения данных работ, получены следующие результаты: - опубликовано 8 работ индексируемых в Scopus и WoS, в том числе одна работа в рейтинге Q1, 2 статьи индексируемые в ВАК РФ. - разработана технология изготовления сверхвысокоборотных электрических машин из аморфного железа; - разработана многодисциплинарная методика проектирования сверхвысокооборотных электрических машин; -трехмерная компьютерная модель, позволяющая осуществлять фундаментальные исследования основополагающих физических процессов электромеханического преобразования энергии и особенностей этих процессов при сверхвысоких частотах вращения ротора. – была произведена классификация высокооборотных и сверхвысокооборотных ЭМПЭ; -были выполнены результаты численного исследования процессов в сверхвысокооборотных ЭМПЭ, и определенные на основе их физические закономерности в электромеханических преобразователях энергии данного типа. - были получены результаты экспериментальных исследований свойств различных активных материалов при высоких частотах и научно-обоснованная оценка возможности использования данных материалов в сверхвысокооборотных ЭМПЭ. - была получена математическая модель, описывающая основополагающие физических процессы электромеханического преобразования энергии при частотах вращения до 1200 000 об/мин.

 

Публикации

1. Вавилов В.Е., Афанасьев Ю.В., Потапчук Н.К., Рахманова Ю.В., Юшкова О.А. An Ultra-High-Speed Starter–Generator with a Magnetic Core of Amorphous Iron for Unmanned Aerial Vehicles Russian Electrical Engineering, - (год публикации - 2018)

2. Исмагилов Ф., Южегов Н., Вавилов В., Бекузин В. Айгузина В. Multidisciplinary Design of Ultra-High Speed Electric Machines IEEE Transactions on Energy Conversion, - (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1109/TEC.2018.2803146

3. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Айгузина В.В. An Electromagnetic Moment in Short Circuits in Electrical Rotating Machines with High-Coercivity Permanent Magnets Indonesian Journal of Electrical Engineering and Computer Science, - (год публикации - 2017)

4. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Айгузина В.В., Ямалов И.И. Transients in Ultra-High-Speed Generators of Micro-Sized Gas Turbines Progress In Electromagnetics Research M,, Progress In Electromagnetics Research M, Vol. 59, 123–133, 2017 (год публикации - 2017)

5. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Герасин А.А. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫСОКООБОРОТНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ С МАГНИТОПРОВОДОВ СТАТОРА ИЗ АМОРФНОГО ЖЕЛЕЗА Авиакосмическое приборостроение, - (год публикации - 2017)

6. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Гусаков Д.В. Dynamic Thermal Processes in Ultra-High-Speed Microgenerators for UAV Progress In Electromagnetics Research C, Vol. 79, 65–77, 2017, Progress In Electromagnetics Research C, Vol. 79, 65–77, 2017 (год публикации - 2017)

7. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Каримов Р.Д. Improving the Efficiency of Electrical High-rpm Generators with Permanent Magnets and Tooth Winding Progress In Electromagnetics Research M,, Progress In Electromagnetics Research M,Vol. 63, 93–105, 2018 (год публикации - 2018)

8. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Миняров А.Х., Веселов А.М., Айгузина В.В. Design, Optimization and Initial Testing of a High-Speed 5-kW Permanent Magnet Generator for Aerospace Application Progress In Electromagnetics Research C,, Progress In Electromagnetics Research C, Vol. 79, 225–240, 2017 (год публикации - 2017)

9. Ф. Р. Исмагилов, В. Е. Вавилов, Д. В. Гусаков, Джинг Оу High-speed generator with tooth-coil winding, permanent magnets and new design of a stator magnetic core made from amorphous alloy IEEE IWED, - (год публикации - 2018)

10. - Разработчики из УГАТУ удивили экспертов Президентской программы Российского научного фонда Телекомпания "Вся Уфа", Муниципальное унитарное предприятие "Продюсерский центр "Вся Уфа" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (МУП ПЦ "Вся Уфа"), 7 июля 2017 года (год публикации - )

11. - Грант в 13,5 миллионов выиграли уфимские ученые BezFormata.Ru, Информационный web-портал BezFormata.Ru, 7 июля 2017 года (год публикации - )

12. - Ученые из России выяснили, как создать рекордно быстрые электродвигатели РИА Новости, - (год публикации - )

13. - Разработана методика создания сверхвысокооборотных электродвигателей Indicator.Ru, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
На втором году выполнения проекта, были решены следующие задачи: - Доработана методологии проектирования сверхвысокооборотных электромеханических преобразователей энергии, созданная в ходе выполнения 1 этапа НИР в части тепловых процессов в сверхвысокооборотных электромеханических преобразователях энергии и расчет демонстрационного макета для экспериментальной верификации разработанных математических и компьютерных моделей. - Разработана компьютерная модель и исследована динамика ротора сверхвысокооборотных ЭМПЭ; - Разработана конструкторской документации с литерой "Э" и технические требования к экспериментальному макету для верификации разработанной математической модели. Разработка первоначальной версии демонстрационного макета и его экспериментальные исследования. – Разработаны новые научно–обоснованные конструктивные схемы сверхвысокооборотных, беспазовых ЭМПЭ, планируется подача не менее 3 патентов РФ на изобретения. - На основе результатов экспериментальных исследований первого года была произведена разработка требований к активным материалам сверхвысокооборотных ЭМПЭ, а также проведены исследования первоначальных макетных образцов сверхвысокоборотных ЭМПЭ (опубликована статья в IEEE Transactions on Power Electronics); - произведена многомерная оптимизация (с учетом электромагнитных, механических, тепловых свойств, а также роторной динамики) магнитной системы ротора сверхвысокооборотных ЭМПЭ электромеханических преобразователей энергии с помощью генетических алгоритмов и метода Парето; - Разработан и исследован оригинальный способ управления положением ротора в ЭМПЭ с магнитными подшипниками на силах Лоренца (подшипники интегрированы в виде дополнительной обмотки; - Выполнен анализ применимость различных составов хладагентов для использования в сверхвысокооборотных ЭМПЭ и эффективности их схем охлаждения. - Обобщение результатов второго года исследований. В результате выполнения данных задач были получены следующие результаты: - Получена многодисциплинарная методика проектирования сверхвысоокоборотных ЭМПЭ; - Результаты исследования динамики ротора сверхвысокооборотных ЭМПЭ при частотах вращения ротора до 1,2 млн. об/мин; - Конструкторская документация с литерой "Э" и технические требования к экспериментальному макету для верификации разработанной математической модели. Первоначальную версию демонстрационного макета сверхвысокоборотного ЭМПЭ, позволяющего демонстрацию критических технологий, исследуемых в проекте (магнитопровод из аморфного железа, новые системы охлаждения) и произведены его экспериментальные исследования. – Новые научно–обоснованные конструктивные схемы сверхвысокооборотных, беспазовых ЭМПЭ - Требования к активным материалам сверхвысокооборотных ЭМПЭ, а также проведены исследования первоначальных макетных образцов сверхвысокоборотных ЭМПЭ - Результаты многомерной оптимизации (с учетом электромагнитных, механических, тепловых свойств, а также роторной динамики) магнитной системы ротора сверхвысокооборотных ЭМПЭ электромеханических преобразователей энергии с помощью генетических алгоритмов и метода Парето - Оригинальный способ управления положением ротора в сверхвысокоборотных ЭМПЭ при частотах вращения ротора 1,2 млн. об/мин с магнитными подшипниками на силах Лоренца (подшипники интегрированы в виде дополнительной обмотки; - Результаты анализа применимость различных составов хладагентов для использования в сверхвысокооборотных ЭМПЭ и эффективности их схем охлаждения. По результатам проекта было опубликовано 11 работ в изданиях индексируемых в БД Scopus и WoS. В том числе 2 работы в журналах, входящих квартиль Q1

 

Публикации

1. Вавилов В.Е., Юшкова О.А., Рахманова Ю.В., Афанасьев Ю.В., Потапчук Н.К. Сверхвысокооборотный стартер-генератор с магнитопроводом из аморфного железа для беспилотного летательного аппарата Электротехника, № 1. С. 16-21 (год публикации - 2018)

2. Вавилов В.Е., Юшкова О.А., Рахманова Ю.В., Афанасьев Ю.В., Потапчук Н.К. An Ultra-High-Speed Starter–Generator with a Magnetic Core of Amorphous Iron for Unmanned Aerial Vehicles RUSSIAN ELECTRICAL ENGINEERING Издательство: Allerton Press, Inc. (New York), Vol. 89, No. 1, pp. 13–16 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.3103/S1068371218010145

3. Исмагилов Ф. Р., Вавилов В.Е. Superhigh-Speed Electric Motor with Unipolar Magnetic Bearing RUSSIAN ENGINEERING RESEARCH Издательство: Allerton Press, Inc. (New York), Vol. 38, No. 6, pp. 480–484 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.3103/S1068798X18060102

4. Исмагилов Ф. Р.,Вавилов В.Е., Саяхов И.Ф. New Topology of an Unipolar Active Magnetic Bearing for High-speed Electrical Motor of Aircraft Air Conditioning System 2018 Moscow Workshop on Electronic and Networking Technologies (MWENT), pp. 1-6 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1109/MWENT.2018.8337222

5. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Гусаков Д.В. Design Features of Liquid-Cooled Aviation Starter Generators IEEE International Conference on Electrical Systems for Aircraft, Railway, Ship Propulsion and Road Vehicles (ESARS) and International Transportation Electrification Conference (ITEC), - (год публикации - 2018)

6. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Минияров А.Х., Веселов А.М., Айгузина В.В. Topology Selection of a High-Speed Synchronous Electrical Machine for Unmanned Aerial Vehicles Proceedings of 10th International Conference on Electrical Power Drive Systems ICEPDS 2018, Novocherkassk, October 3-6, 2018. С. 7-12, - (год публикации - 2018)

7. Исмагилов Ф.Р., Вавилов В.Е., Минияров А.Х.,Уразбахтин Р. Р. Super high-speed electric motor with amorphous magnetic circuit for the hydrogen fuel cell air supply system INTERNATIONAL JOURNAL OF HYDROGEN ENERGY Издательство: Elsevier Science Publishing Company, Inc., - (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1016/j.ijhydene.2018.04.185

8. Исмагилов Ф.Р., Папини Лука, Вавилов В. Е., Гусаков Д. В. Design and Performance of a High-Speed Permanent Magnet Generator with Amorphous Alloy Magnetic Core for Aerospace Applications IEEE Transactions on Industrial Electronics ( Early Access ), - (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1109/TIE.2019.2905806

9. Ф. Р. Исмагилов ; В. Е. Вавилов ; Д. В. Гусаков ; Цзин Оу High-speed generator with tooth-coil winding, permanent magnets and new design of a stator magnetic core made from amorphous alloy 2018 25th International Workshop on Electric Drives: Optimization in Control of Electric Drives (IWED), pp. 1-5 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1109/IWED.2018.8321395

10. Ф.Р. Исмагилов, В.Е. Вавилов, Гусаков Д. В High-Speed Electric Machine with a Speed of 1.2 million rpm SPEEDAM 2018 - PROCEEDINGS: INTERNATIONAL SYMPOSIUM ON POWER ELECTRONICS, ELECTRICAL DRIVES, AUTOMATION AND MOTION.Издательство: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., pp. 1159-1164 (год публикации - 2018) https://doi.org/10.1109/SPEEDAM.2018.8445266

11. Исмагилов Ф. Р., Вавилов В.Е., Хайруллин И. Х., Айгузина В. В. Сверхвысокоборотные электромеханические системы Москва: Инновационное машиностроение, 2018, 193 с. (год публикации - 2018)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
За отчетный период были выполнены все заявленные работы и получены все заявленные результаты. Был создан демонстрационный макет сверхвысокооборотного электромеханического преобразователя энергии (ЭМПЭ) мощностью 100 Вт. - Разработана методика экспериментальных исследований и методики верификации математической модели, разработанной на первом году исследований -Выполнены экспериментальные исследования сверхвысокооборотного электромеханического преобразователя энергии. - Выполнен анализ расхождения экспериментальных данных с данными компьютерного моделирования, результаты опубликованы в Industrial Electronics, IEEE Transactions on; - Разработаны рекомендации по технологическому освоению производства, с учетом особенностей предприятий РФ. В рамках выполнения проекта достигнуты все заявленные результаты. -демонстрационный макет сверхвысокоборотного электромеханического преобразователя энергии (ЭМПЭ); - методика экспериментальных исследований и методика верификации математической модели, разработанной на первом году исследований - результаты экспериментальных исследований - рекомендации по технологическому освоению производства, с учетом особенностей предприятий РФ; -обобщенная теория создания сверхвысокоборотных ЭМПЭ с магнитопроводом из аморфного железа.

 

Публикации

1. Исмагилов, Ф.Р., Вавилов, В.Е., Бекузин, В.И., Айгузина, В.В. Efficient Topologies of High-Speed Slotless Electric Machines for the Aerospace Industry Russian Electrical Engineering, Vol. 90, Issue 4, Pages 310-315 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.3103/S1068371219040059

2. Исмагилов, Ф.Р., Вавилов, В.Е., Гусаков, Д.В. Design Features of Liquid-Cooled Aviation Starter Generators 2018 IEEE International Conference on Electrical Systems for Aircraft, Railway, Ship Propulsion and Road Vehicles and International Transportation Electrification Conference, ESARS-ITEC 2018, 8607493 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1109/ESARS-ITEC.2018.8607493

3. Исмагилов, Ф.Р., Вавилов, В.Е., Саяхов, И.Ф. The electromagnetic and thermal analysis of electrical machines from composite materials 2019 International Seminar on Electron Devices Design and Production, SED 2019, 8798430 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1109/SED.2019.8798430

4. Исмагилов, Ф.Р., Вавилов, В.Е., Саяхов, И.Ф. High-Torque Motor for a Gearless Electromechanical Actuator 2019 26th International Workshop on Electric Drives: Improvement in Efficiency of Electric Drives, IWED 2019, 8664237 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.1109/IWED.2019.8664237


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут найти свое применение при создании беспилотных летательных аппаратов, малоразмерных накопителей энергии, спутниковых систем. Кроме того, результаты проекта могут быть использованны в робототехники и других автономных системах.