КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 18-78-10132

НазваниеКоммуникативный контур биомедицинских технологий (на примере геномной медицины)

РуководительШкомова Екатерина Михайловна, Кандидат философских наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2018 - 06.2021 

Конкурс№30 - Конкурс 2018 года по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-204 - Философские проблемы междисциплинарных исследований

Ключевые словакоммуникативный контур, социогуманитарное сопровождение, генетическое консультирование, 4П-медицина, персонализация, предикция, партиципация, кардиомиопатии, «логики заботы» Аннемари Мол, распределённое производство знаний, распределенной производство решений, интерпретация результатов, генетическое тестирование, скрининг, пациент в ожидании

Код ГРНТИ02.31.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность проекта определена тем обстоятельством, что переход к персонализированному здравоохранению должен рассматриваться как комплексный процесс, предполагающий помимо внедрения высокотехнологичных геномных технологий для диагностики и предсказания вероятностей развития различных видов патологии, также широкое использование социогуманитарных знаний и технологий, обеспечивающих активное соучастие (партиципацию) пациентов и членов их семей в профилактическом предупреждении этих патологических отклонений, которое может выражаться в использовании биомедицинских высоких технологий, а также в применении потенциала более конвенциональных практик предотвращения генетически-обусловленной кардиомиопатии: изменения образа жизни пациента и иных средовых факторов. Научная новизна проекта обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером, многообразием рассматриваемых коммуникативных взаимодействий и выбором рассматриваемых казусов медико-генетического консультирования. В биоэтической, социологической и антропологической литературе, как правило, рассматривается сама ситуация консультирования, иногда с анализом последующих субъективных переживаний пациента. При этом в качестве «модельных случаев» зачастую выступает пренатальная диагностика, либо консультирование родителей малолетних детей, имеющих выраженные симптомы заболевания. Рассмотрение генетической оценки риска кардиологических нарушений у бессимптомных пациентов в отличие от казусов консультирования родителей малолетних детей, имеющих выраженные симптомы заболевания, может рассматриваться как ситуация, типичная для персонализированной, предиктивно-превентивной медицины. Поэтому в контексте российского общества будет рассмотрен характерный для такого типа медицины феномен «пациента в ожидании» - человека, не чувствующего никаких симптомов заболевания, но имеющего информацию о повышенном риске кардиологических нарушений (в том числе внезапных и летальных) и принимающего меры для их предотвращения. Именно коммуникативный контур взаимодействия такого пациента с врачами генетиками и кардиологами, с его семьей и отдельно с кровными родственниками, определяет как способы переживания такой ситуации, так и приверженность мерам по предотвращению патологических событий. Клинические реалии современной медицинской геномики свидетельствуют о расширении коммуникативного контура, в который включены также родственники пациента и врачи других специальностей. Возникающие вокруг традиционной ситуации медико-генетического консультирования коммуникативные взаимодействия постоянно динамически воспроизводятся, меняют форму, локализацию и содержание. Тем самым в контексте решения клинически задач возникают сложные конфигурации взаимодействий, составляющих коммуникативный контур соответствующей медицинской технологии. Под коммуникативным контуром мы понимаем совокупность взаимодействий, состоящую из собственно коммуникации врача-генетика и пациента, а также взаимодействий врача-генетика с врачами других специальностей и иными работниками здравоохранения, пациента со врачами, пациента со своей семьей (прежде всего, кровными родственниками), и (что очень важно) врача генетика и родственников пациента. Последние должны быть информированы о возможных генетических рисках и необходимости пройти генетическую диагностику для их установления и возможного принятия профилактических (превентивных) мер. С учётом эффектов стигматизации, которые связаны с генодиагностикой, в качестве комплекса акторов, участвующих в коммуникативном взаимодействии и влияющего на принятие решений всех остальных перечисленных выше акторов, необходимо рассматривать окружающую социальную среду, нормативность которой определяется обычаями (нравами), этикой профессиональных групп и правом. Как отмечалось выше, взаимодействия в коммуникативном контуре постоянно динамически воспроизводятся, меняют форму, локализацию и содержание. Эти взаимодействия имеют разные планы аналитического представления. Одной из форм теоретического представления взаимодействий в коммуникативных контурах является идея трансфера знаний между акторами, обеспечивающего взаимопонимание как основу эффективного взаимодействия. В ходе реализации проекта будут разработаны методологические основания социогуманитарного обеспечения высокотехнологичных биомедицинских практик, отдельные взаимодействия в рамках которых широко распределены пространственно, разнесены во времени и относятся к разным дисципланарным полям. Эта методология призвана учитывать сложность социотехнических систем, в рамках которых разворачиваются практики генетического консультирования; лабораторные процедуры установления генетических особенностей; семейные и бытовые взаимодействия, происходящие с учетом генетических рисков, как уже определённых так и нуждающихся в определении. Такая сложная социотехническая система не имеют единого «интерфейса» взаимодействия с пациентом или его родственниками, «интерфейса», который мог бы быть отрегулирован только благодаря однократной формулировке этической или правовой нормативности. В рамках медицинской антропологии в качестве альтернативы двухчастной биоэтической модели «информирующий врач – автономный пациент», будет рассмотрена в том числе «логики заботы» Аннемари Мол, предполагающую участие множественных акторов в ситуации совладания с генетическим заболеванием. В ходе анализа будет выяснено, как осуществляется забота о здоровье в такой расширенной сети, в какой степени родственники «заботятся» о других членах своей расширенной семьи, сообщая им генетическую информацию, а также иначе проявляя участие в состоянии их здоровья. Значительное исследовательское внимание будет уделено тому, как человек живет с имеющейся у него генетической информацией, какого рода заботу о здоровье (совместно с другими участниками) предпринимает в связи с ней. В рамках социологического исследования коммуникации основной задачей будет выделение и классификация типов коммуникационных проблем геномной медицины по различным основаниями (для взаимодействия каких акторов характерны эти проблемы, связаны ли они с самим содержанием коммуникации или её интеракционной спецификой и т.п.). В дальнейшем ходе реализации проекта, на основе этой классификации станет возможна выработка специальных коммуникационных стратегий и рекомендаций для различных случаев. Междисциплинарный характер проекта и реализующего его научного коллектива позволяет осуществить «полный цикл» социогуманитарного исследования, выработки и апробирования методических рекомендаций по коммуникации в области высокотехнологичного здравоохранения. Сегодня такого подхода придерживаются лишь некоторые наиболее успешные научные коллективы, работающие в сфере социогуманитарных исследований науки и технологии, в целом же он служит скорее исключительным явлением в поле научной гуманитаристики.

Ожидаемые результаты
Результаты проекта позволят углубить общетеоретические (философские, биоэтические, социологические, антропологические и правовые) представления о коммуникативных взаимодействиях, связанных с различными измерениями функционирования современных биомедицинских технологий. На примере геномной медицины будет рассмотрена коммуникативная природа принятия человеком решения о прохождении генетического теста; самой процедуры медицинского приёма; взаимодействия врача с родственниками пациента по поводу результатов его генетического тестирования т.д. Кроме того, результатом исследовательской работы станут углубление и расширение представлений о социально-гуманитарном сопровождении как практик геномной медицины, так и других сфер высокотехнологичного здравоохранения. Исследования, проведенные в рамках проекта, позволят разработать и апробировать методические рекомендации по проблемам коммуникации врача-генетика с пациентами и врачами других специальностей, способствующие повышению комплаентности пациентов и их родственников. Практическим результатом таких изменений станет повышение эффективности профилактики генетически-обусловленных заболеваний сердца. Таким образом, результаты проекта будут способствовать развитию геномной медицины как наиболее внедренной в клиническую практику сферы персонализированной предиктивно-превентивной медицины и как области высокотехнологичного здравоохранения в целом.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2018 году
В рамках первого этапа реализации проекта удалось собрать и обработать значительные объемы эмпирических данных, превышающие запланированные. На этом материале была прослежена контекстная зависимость значений генетических терминов, выделены различные варианты понимания пациентами механизмов наследования, зачастую обусловленные образами родства и семьи, которыми оперирует пациент. Описана общая структура коммуникации врача и пациента, благодаря чему показана критическая значимость каналов обратной связи от пациента к врачу, дающих возможность как заявить о своем эпистемическом статусе (понимании/непонимании рекомендаций врача), так и совместно проинтерпретировать полученные знания и рекомендации в личном и семейном контекстах. В результате анализа биомедицинской и этико-правовой литературы по теме проекта выявлен особый характер автономии пациента в геномной медицине, связанный с тем, что её субъектом выступает не отдельная личность, а семья пациента. Исходя из этого уточнено значение принципов и понятий биоэтики в контексте геномной медицины. Отобраны зарубежные этико-правовые и коммуникативные модели, которые могут быть адаптированы к реалиям отечественного здравоохранения. Так, показано, что подходы к заданию архитектуры пациентского выбора имеют весьма ограниченную сферу применения, в то время как более продуктивными могут быть модели медиации, распределённого принятия решений, а также британский подход к информированному согласию в медицинской генетике. Также сформулированы новые подходы к решению коммуникативных проблем в геномной медицины: использование средств “дидактического театра” и формирования у пациента “ориентационного комплекса” нарративными средствами. Сформулированы основания и главные ориентиры биомедицинской этики неопределённости. Указанных результатов удалось добиться благодаря междисциплинарному подходу к решению задач, который выражен в индивидуальном вкладе каждого из участников научного коллектива. Шевченко С.Ю. исследовал режимы заботы о себе, характерные для практик геномной медицины, показана применимость в этом контексте модели «архитектуры выбора» Р.Талера и К. Санстейна, и модели «когнитивных искажений» Д. Канемана и А. Тверски, разработанных в рамках поведенческой экономики. Раскрыты возможности тезаурусного подхода для развития нарративной геномики, направленные на решение ряда коммуникативных проблем геномной медицины через формирование у пациента «ориентационного комплекса», позволяющего действовать в новых для себя обстоятельствах. Разработана классификация видов неопределённости в геномной медицине, предложена концепция влияния данных видов неопределённости на коммуникативные и моральные проблемы практик геномной медицины, рассмотрены основные положения этики неопределённости. Шкомова Е.М. провела социально-гуманитарную экспертизу медико-генетического консультирования на соответствие основным биоэтическим принципам - «не навреди», «делай благо», уважения автономии пациента и справедливости, выделила этико-правовые дилеммы, актуализировавшиеся в результате развития медицинской генетики. Показано, что в связи с развитием медико-генетического консультирования классические представления о принципе конфиденциальности требуют пересмотра, так как результаты генетического тестирования обладают особым статусом: полученная информация является не только личной клинической, но и семейной. Шкомова Е.М. пришла к выводу о несоответствии формы информированного согласия на генетическое тестирование уровню развития данной области медицинской практики. Румянцева В.А. проанализировала зарубежный опыт коммуникативных особенностей медико-генетического консультирования и связанные с ними проблемы взаимодействия пациента и врача-генетика. Приняла участие в разработке гайдов- интервью. Выявила существующие «пробелы» российского законодательства генетической службы в РФ, проблемы биоэтической социогуморальной «незащищенности» пациентов с наследственной патологией сердца. Обеспечила доступ к полевой работе для команды исследователей (А. Курленкова, А. Широков) в ФГБНУ РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского: • организовала встречу с ключевыми информантами-врачами (хирургом, кардиологом, генетиком) и родственниками пациентов с диагнозом внезапная сердечная смерть, синдром Марфана, различными видами дисплазий соединительной ткани. • организовала встречу и интервью с научными сотрудниками лаборатории медицинской генетики (Заклязьминской Е.В., Шестак А.Г., Рогожиной Ю.А. и др.) и аспирантами. • вела переговоры с этическим комитетом РНЦХ им Б.В.Петровского с целью легитимации нахождения исследовательской группы проекта на территории центра. (основные работы по этому пункту будут вестись на 2-ом году проекта, https://med.ru/ru/poradok-obrasenia-zaavitela-v-lokalnyi-eticeskii-komitet ) Широков А.А. собрал 43 аудиозаписи медико-генетических консультаций в лаборатории медицинской генетики при крупном центре хирургии в Москве. В процессе анализа собранных данных Широков А.А. выявил специфическую черту взаимодействия врача-генетика и пациента – трудность достижения взаимопонимания, связанную с трудностью выражения пациентами их эпистемического статуса – малого количества возможностей продемонстрировать непонимание реплик врача и задать уточняющие вопросы. Также на основании анализа подходов к изучению лабораторий представителями социальных исследований науки и технологии (STS) предложена концептуализация лаборатории как зоны обмена. Курленкова А.С. провела работу по сбору и обработке эмпирических данных (проведены качественные интервью с врачами-генетиками (N=9), пациентами и их родственниками (N=8), а также по выявлению и описанию структуры коммуникации врача-генетика и пациента. Кроме того, выявлены ключевые проблемы, возникающих в процессе этой коммуникации. Показано, что одной из причин недопонимания и коммуникационных сбоев во время медико-генетического консультирования выступает то, как по-разному семейные связи задействуются пациентами и консультантом. Генетическое/биологическое родство актуализируемое генетиком-консультантом вступает в конфликт с представлениями пациента, обусловленные “практическим родством”. В исследовании Тищенко П.Д. была проанализирована и описана общая структура коммуникации врача-генетика и пациента, выявлены коммуникационные проблемы (проблемы двунаправленного трансфера знаний), характерные для такого взаимодействия. Для ответа на вопрос как возможен эффективный трансфер знаний в коммуникативных контурах взаимоотношений между консультируемыми и консультантами было предположено, что основной «площадкой» для этих взаимодействий выступает биоэтика. Биоэтика выступает “местом встречи”, коммуникативным каналом, средой взаимодействия и взаимообменов между сферой экспертного медицинского знания и сферой субъективных переживаний пациента. Полученные теоретические результаты были применены при обсуждении проблем комплаентности пациентов в медико-генетическом консультировании. Лаврентьева С.В. провела исследование возможности использования нарративной модели медицины при ведении электронных медицинских записей для систематизации и уточнения информации о истории пациента с генетическим заболеванием. Также Лаврентьева С.В. указала, как особая настройка нарративного подхода может стать инструментом для решения коммуникативных проблем, возникающих в ходе генетического консультирования. При помощи классификации иллокутивных актов Серля проведен разбор особенностей коммуникативных затруднений характерных именно для генетического консультирования, и также указано как соответствующая настройка некоторых элементов нарративного подхода поможет выстроить индивидуальную историю пациента. Шестак А.Г. была выполнена ДНК-диагностика для больных с наследственными кардиомиопатиями и членов их семей. Генетические варианты были описаны исходя из правил номенклатуры HGVS. Шестак А.Г. проанализированы современные подходы к интерпретации результатов секвенирования (в том числе, NGS) для последующего медико-генетического консультирования пациентов и членов их семей. На основании собственных данных рассмотрены сложности в анализе генетических вариантов с позиции «сигнал»/«шум», которые могут быть некорректно интерпретированы исследователем.

 

Публикации

1. Тищенко П.Д. Исследование механизмов трансфера знаний между акторами коммуникативного контура генетик-консультант — клиент Конвергенция технологий и будущее человека: Рабочие тетради по биоэтике: сборник научных статей. Москва : Издательство Московского гуманитарного университета, C. 161-176 (год публикации - 2018)

2. Шевченко С.Ю., Лаврентьева С.В. Биоэтика и философия культуры: «дидактический театр» в медицинской генетике Философский журнал, - (год публикации - 2019)

3. Шевченко С.Ю., Лаврентьева С.В. Трагические амехании в геномной медицине и ориентировочный комплекс драматизации Тезаурусы и проблемы культуры: III Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова, 4 апреля 2019 г., - (год публикации - 2018)

4. Шевченко С.Ю., Лаврентьева С.В. Геномная медицина, биовласть и поведенческая экономика заботы о себе Конвергенция технологий и будущее человека: Рабочие тетради по биоэтике: сборник научных статей. Москва : Издательство Московского гуманитарного университета, С. 148-160 (год публикации - 2018)

5. Шевченко С.Ю., Шестак А.Г. Нормативная и дескриптивная неопределенность в геномной медицине Горизонты гуманитарного знания, - (год публикации - 2019)

6. Широков А.А. "По-русски говорите": сообщение информации и обратная связь во взаимодействии врача-генетика и пациента Laboratorium: журнал социальных исследований, - (год публикации - 2019)

7. Широков А.А. Лаборатория медицинской генетики на перекрестье науки и клиники Медицинская антропология и биоэтика, № 2 (16) (год публикации - 2018)

8. Лаврентьева С.В. Нарративный подход и карта пациента в геномной медицине Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» [Электронный ресурс], - (год публикации - 2019)

9. Шевченко С.Ю. Будущее, записанное в генах: четыре вида неопределённости Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» [Электронный ресурс], - (год публикации - 2019)

10. Шестак А.Г. Неопределенность получаемых генетических данных: проблема интерпретации для медико-генетического консультирования Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2019» [Электронный ресурс], - (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2019 году
В рамках второго года реализации проекта научным коллективом был собран и обработан значительный объем «полевого» материала по практикам коммуникации в геномной медицине, а также в других областях медицины. Разработано несколько подходов к организации междисциплинарной коммуникации, позволяющих врачам разных специальностей и пациентам производить совместное знание: «гибридный форум»; экспертное удержание во внимании позиции «простака»; создание «дорожных карт» междисциплинарной медицинской помощи. Также эмпирически и теоретически исследована эволюция форм биосоциальности, выявлена их российская специфика. Разработаны концепции этики неопределенности и структурных компетенций врача. Шевченко С.Ю. Разработана концепция медицинской этики неопределенности. На основании изучения проблем медико-генетического консультирования выделены четыре формы неопределенности. Предложены принципы, регламентирующие способы представления знания и принятия решений в условиях неопределенности. Также изучены проблемы влияния генетического знания на социальные структуры и практики, разработана типология форм биосоциальности. В свете проблем биосоциальности раскрыты основные составляющие структурных компетенций врача. Шкомова Е.М. Исследован международный опыт в решении проблемы повышения информированности о специфике медико-генетического тестирования и статуса генетической информации, комплаентности по отношению к медико-генетическому консультированию. На примере службы клинической генетики в Тасмании (The Tasmanian Clinical Genetics Service), а также на основе опыта австралийского исследования генетических причин депрессии (the Australian Genetics of Depression Study) было показано, что подготовка информационных брошюр и писем для родственников значительно повышает осведомленность родственников о потенциальных рисках. В результате им легче прибегнуть к помощи медико-генетической службы для выявления собственного генетического статуса. Румянцева В.А. Были исследованы проблемы междисциплинарной коммуникации врачей разных специальностей по поводу генетических рисков. Показано, что анализ родословной является основополагающим в работе врача-генетика, а проясненные для пациентов способы использования этого инструмента повышают уровень их комплаентности. При этом выявлено, что анализ родословной недостаточно вписан в существующую в РФ систему здравоохранения. На эмпирическом материале выработан междисциплинарный взгляд на проблемы коммуникации между врачами, пациентами и их семьями. Широков А.А. Широков А.А. собрал 60 видеозаписей медицинских консультаций различного характера. Сравнивая коммуникацию в медицинской генетике с коммуникацией в других отраслях медицины, Широков А.А. обнаружил специфическую для генетики трудность — комплексные термины, которые сложно быстро перевести на повседневный язык. Основываясь на этом анализе, а также результатах работы в первом году, Широков А.А. предложил несколько рекомендаций для врачей-генетиков по коммуникации с пациентами. Другая проблематика, которой была посвящена работа Широкова А.А. - это столкновение медицинской и повседневной логик во взаимодействии врачей и пациентов. Широков А.А. исследовал то, как пациенты презентуют и легитимируют свои эпистемические претензии в ситуациях, когда их знания противоречат биомедицинской парадигме. Проведенный анализ, помимо прочего, высветил свойство, характерное для некоторых медицинских взаимодействий: практикуемое пациентами «маркирование» или категоризацию собственных проблем и особенностей как типичных и нетипичных. Курленкова А.С. Курленкова А.С. продолжила сбор и анализ интервью с пациентами и их родственниками (N=11), работая над двумя основными темами: формами биополитики и проблемами генетической респонсабилизации (от англ. responsibility — ответственность) людей, имеющих наследственные заболевания сердца и соединительной ткани, а также проблемами взаимодействия таких пациентов с организациями социальной поддержки (комиссией МСЭ, другими пациентами и НКО). Было выявлено, что феномен “генетической респонсабилизации”, описанный Р. Рабиноу, Н. Роуз, К. Новас, Р. Рэпп и др. на западных данных, реализуется в российской практике в форме заботы о здоровье младшего поколения, но не взрослых людей с наследственными заболеваниями. Этот феномен можно рассматривать в рамках российской «культуры детоцентризма» (Шадрина 2017), имеющей гендерную структуру. Кроме того, вопреки распространенному представлению о генетиках как “проводниках” биовласти, генетические консультанты в РНЦХ не предлагают пациентам с наследственными дисплазиями соединительной ткани, планирующим детей, такие кардинальные решения, как аборт или ПГД, но дают советы по уходу за ребенком, образу жизни, потреблению витаминов, добавок, и пр. Пациент и врач могут обсуждать более радикальные меры репродукции лишь в связи с редкими заболеваниями сердца, при которых дети умирают во младенчестве. При обсуждении родительства принимаются во внимание такие параметры, как тип, тяжесть заболевания и то, в какой степени оно повлияет на интеллект, внешность ребенка, насколько дорогостоящим будет лечение. Тищенко П.Д. Показано, что когнитивно-коммуникативный контур геномной медицины может быть представлен в многообразии оптик философско-методологической рефлексии. Обозначено, что согласно концепции социально-распределённого производства знаний мы не можем говорить о геномном знании, ограничиваясь лишь результатами научных исследований – открытиями и изобретениями. Оно изначально инновационно. В нём, за счёт особого рода бинокулярного зрения учёный видит одномоментно и некоторое отображение реальности, и практическую схему её (реальности) преобразования. Дана интерпретация кризиса отношений в коммуникативном контуре медико-генетического консультирования (некомплаентность, отказ от сотрудничества, несогласованность), включающая ресурсы концепции антропогенных фазовых переходов (Б. Г. Юдин), зон обмена (П. Галисон) и социологии вовлечённости (И. Гофман). Отмечена несводимость коммуникативных отношений к процедурам передачи информации, показано распространение элементов магического сознания, интерпретирующих мутации в категориях порчи. Лаврентьева С.В. Во втором отчетном периоде Лаврентьева С.В. продолжила исследование потенциала нарративного подхода в генетической консультации. Были проанализированы затруднения в коммуникации врача-генетика и пациента о возможных рисках. Вскрыты проблемы, связанные с взаимодействием врача-генетика и пациента в создании возможной картины будущего развития генетического заболевания. С опорой на концепцию нарративной модели медицины А. Франка и Р. Шэрон было показано, что нарратив пациента может быть использован в ходе генетического консультирования как в целях уточнения диагноза, так и в целях создания пациентом собственной истории болезни, являющейся частью автобиографического повествования. Шестак А.Г. На основе научной литературы и личного опыта интерпретации генетических вариантов проведен анализ сложностей интерпретации генетических находок, полученных высокопроизводительными методами секвенирования. Показано, что в некоторых случаях некорректная интерпретация генетических вариантов связана с ограничениями применяемых методов секвенирования. Сделан вывод: при изменении "статуса" генетической находки обязателен ре-контакт врача-генетика и пациента. Кроме того, как генетик-исследователь, Шестак А.Г. на примере взаимодействия с врачами других специальностей, проанализировала сложности восприятия генетической информации. Картированы основные затруднения в понимании базовых генетических концепций и генетической терминологии врачами других специальностей (не генетиками). URL-адреса материалов исследований: сборник “Междисциплинарная коммуникация: казус геномной медицины” - https://iphras.ru/uplfile/humexp/biblio/interdisc_com_gen_20.pdf Программа симпозиума “Междисциплинарная коммуникация: казус геномной медицины” - https://iphras.ru/uplfile/humexp/announcements/inter_com_gen_3_3_20.pdf Видеотрансляция симпозиума - https://www.youtube.com/watch?v=iCBZul5DQVk

 

Публикации

1. Курленкова А.С. «Естественно, дети»: биополитика или биоответственное родительство (на приеме у врача-генетика) Человек, Т. 30, № 6. С. 112–129 (год публикации - 2019)

2. Курленкова А.С., Широков А.А. "В папину породу...", или "аутосомно-доминантное наследование": переосмысляя оппозицию illness/disease Этнографическое обозрение, № 6. С. 158–171 (год публикации - 2019) https://doi.org/10.31857/S086954150007773-0

3. Лаврентьева С.В. Нарративный подход как способ преодоления коммуникативных затруднений в геномной медицине Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э.Баумана, № 1 (81). С. 6 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.18698/2306-8477-2020-1-646

4. Румянцева В.А., Шестак А.Г. Роль родословной в медико-генетическом консультировании в современных реалиях Междисциплинарная коммуникация: казус геномной медицины : сб. науч. ст. Москва : ООО «4 Принт», С. 79-99 (год публикации - 2019)

5. Румянцева В.А., Широков А.А., Курленкова А.С. «Гибридный форум»: генетик, социолог и антрополог обсуждают коммуникацию с пациентами и их семьями Междисциплинарная коммуникация: казус геномной медицины : сб. науч. ст. Москва : ООО «4 Принт», С. 40-61 (год публикации - 2019)

6. Тищенко П.Д. Социальные контексты коммуникативного контура медико-генетического консультирования Междисциплинарная коммуникация: казус геномной медицины : сб. науч. ст. Москва : ООО «4 Принт», С. 20-39 (год публикации - 2019)

7. Шевченко С.Ю. Лики междисциплинарности в перспективе жизненного мира: (предисловие) Междисциплинарная коммуникация: казус геномной медицины : сб. науч. ст. Москва : ООО «4 Принт», С. 7-19 (год публикации - 2019)

8. Шевченко С.Ю. Смыслы биосоциальности: от групп риска к «генетическому ноцебо» Человек, Т. 30, № 6. С. 27-41 (год публикации - 2019)

9. Шевченко С.Ю. Этика неопределенности как продолжение эпистемологии добродетелей: пример генетических рисков Эпистемология и философия науки, - (год публикации - 2020)

10. Шевченко С.Ю., Лаврентьева С.В., Шкомова Е.М. «Хождение по врачам», междисциплинарность и биовласть Междисциплинарная коммуникация: казус геномной медицины : сб. науч. ст. Москва : ООО «4 Принт», С. 62-78 (год публикации - 2019)

11. Широков А.А. Сопротивляясь асимметрии во взаимодействии с врачом: как пациенты легитимируют и защищают свои эпистемические претензии Социология науки и технологий, № 3 (год публикации - 2020)

12. Шкомова Е.М. Трансформация этических регулятивов в контексте развития медико-генетического консультирования Человек, Т. 30, № 6. С. 145–155 (год публикации - 2019)

13. Курленкова А.С. Родство и гены: сближая социальные и биологические науки XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Москва; Казань: ИЭА РАН: КФУ: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, С. 46. (год публикации - 2019)

14. Лаврентьева С.В. Нарративный подход и особенности медико-генетического консультировании XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Москва; Казань: ИЭА РАН: КФУ: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ., С. 47 (год публикации - 2019)

15. Румянцева В. А., Шестак А. Г. Роль родословной в медико-генетическом консультировании в современных реалиях XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Москва; Казань: ИЭА РАН: КФУ: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, С. 52 (год публикации - 2019)

16. Румянцева В.А., Шестак А.Г. Особенности медико-генетического консультирования в эпоху NGS Философские проблемы биологии и медицины: Феномен биорациональности. Москва: ЛЕНАНД, Вып. 13. С. 195-197. (год публикации - 2019)

17. Тищенко П.Д. Ты меня понимаешь? К проблеме трансляции знаний в диаде генетик-консультант – клиент XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Москва; Казань: ИЭА РАН: КФУ: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, С. 56 (год публикации - 2019)

18. Тищенко П.Д. О сложной организации когнитивно-коммуникативных контуров геномной медицины Философские проблемы биологии и медицины: Феномен биорациональности. Москва: ЛЕНАНД., Вып. 13. С. 207-209 (год публикации - 2019)

19. Шевченко С.Ю. Онтологии родства и медиация в медицинской генетике XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Москва; Казань: ИЭА РАН: КФУ: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, С. 56 (год публикации - 2019)

20. Шевченко С.Ю. Эпистемические и коммуникативные проблемы взаимодействия клиники и генетической лаборатории Философские проблемы биологии и медицины: Феномен биорациональности. М.: ЛЕНАНД., Вып. 13. С. 213-215 (год публикации - 2019)

21. Шевченко С.Ю., Лаврентьева С.В., Тищенко П.Д. Territorial Issues of Biocapital Market Formation in Russia 4S Program abstracs. New Orleans, P. 102 (год публикации - 2019)

22. Широков А.А. Disease и illness в действии: проблема перевода между повседневным и медицинским языком во взаимодействии врача-генетика и пациента XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Москва; Казань: ИЭА РАН: КФУ: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, С. 56 (год публикации - 2019)

23. Шкомова Е.М. Трансформация биоэтических принципов в связи с развитием геномной медицины XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. Москва; Казань: ИЭА РАН: КФУ: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 56-57 (год публикации - 2019)

24. Шкомова Е.М. Биоэтические аспекты медико-генетического консультирования Философские проблемы биологии и медицины: Феномен биорациональности. Москва: ЛЕНАНД, Вып. 13. С. 216-218 (год публикации - 2019)


Аннотация результатов, полученных в 2020 году
В рамках третьего этапа реализации проекта были завершены эмпирические (социальные и антропологические) исследования; систематизированы биоэтические проблемы геномной медицины и варианты их решения; обобщен опыт междисциплинарного коллектива проекта в рамках концепции гуманитарной экспертизы полного цикла; разработаны и размещены в открытом доступе рекомендации для врачей-генетиков и для врачей других специальностей, позволяющие облегчить их взаимодействие с пациентами с наследственными патологиями. В рамках этой исследовательской работы были достигнуты следующие научные результаты: - Изучены способы вовлечения детей в медицинскую коммуникацию. Показано, что базовым из таких способов является упрощение родителями вопросов, переадресуемых детям. Отмечены возможные коммуникативные сбои, являющиеся следствием такой переформулировки. - Исследованы способы презентации пациентами медицинских проблем. Показано, что эти способы четко зависят от целей визита к врачу: родители молодых пациентов и врачи совместно: 1) делают проблему (более) докторабельной, если цель приёма - найти следы болезни и открыть больничный 2) производят проблему как незначительную, если стоит задача закрыть больничный. - Через призму нарративной модели геномной медицины обозначены коммуникативные дисфункции этой сферы здравоохранения. Показано, что значительная часть этих дисфункций корениться в попытке ограничить самости пациентов и их проблемы заранее заданными нарративными ролями. - Обозначены критерии успеха коммуникации по поводу генетических рисков и патологий. Показано, что существующие способы оценки эффективности медико-генетического консультирования могут быть дополнены измерением уровней доверия пациентов как к структурным, так и биомедицинским компетенциям врача. (При том, что такие компетенции и доверие к ним измеряется независимо. Концепция структурных компетенций была развита коллективом проекта на втором этапе его реализации). - Опыт работы научного коллектива проекта был обобщен в формате концепции гуманитарной экспертизы полного цикла. Показаны особенности задач и предметного поля такой экспертизы, предложен вариант прагматического применения тезаурусного подхода. Выделено три уровня цикличности гуманитарной экспертизы: дисциплинарный, эвристический, проблемный. - Коммуникативные проблемы генетического консультирования были исследованы в оптике принципалистских коллизий. Картированы биоэтические подходы к их решению. Показано, что на концептуальном уровне различие подходов заключается в различном понимании принципов автономии и благодеяния, а также соотношения этих принципов. Результаты проекта были обсуждены с междисциплинарным медицинским сообществом (в ходе биоэтической школы для врачей), а также с пациентским сообществом (в ходе пациентского семинара). Также биоэтические, эпистемологические и социологические результаты проекта были обобщены и изложены в доступной форме в рамках публикации “Трансформация биополитики” в интернет-СМИ Knife.media. В этой же публикации размещены ссылки на подготовленные в ходе третьего этапа реализации проекта рекомендации для врачей-генетиков и для пациентов и врачей других специальностей, позволяющие облегчить их взаимодействие с пациентами с наследственными патологиями. Вклад каждого из членов коллектива в достижение этих результатов обладает самостоятельной научной ценностью. Шевченко С.Ю. Было проведено картирование проблем биоэтической регламентации геномной медицины. Выделено два аспекта конфликта принципов автономии и благодеяния в геномной медицине: 1. Индивидуальное, связанное прежде всего с реализацией лицом права не знать о своих наследственных рисках; 2. Семейное, связанное с противоречием между соблюдением медицинской тайны по воле консультируемого и потенциальным благом от информирования кровных родственниках пациента о, возможно, имеющихся у них наследственных рисках. Также была предложена концепция гуманитарной экспертизы полного цикла. Обозначено три уровня цикличности гуманитарной экспертизы: дисциплинарный (цикличность смены дисциплинарных подходов), эвристический (цикличность использования нарративных и концептуальных инструментов при создании общей эвристики), проблемный (цикличность затруднений в постановке или формулировке проблем). Шкомова Е.М. Обозначены новые смыслы автономии в рамках геномной медицины. Показано, что автономия приобретает специфическое значение как в плане способов ее реализации как биоэтического принципа (контроль, а не право на не-вмешательство), так и в плане понимания субъекта, обладающего автономией (семья, а не только индивид). Кроме того, обосновано значение семьи как одного из центральных элементов предметного поля гуманитарной экспертизы полного цикла. Тищенко П.Д. Обоснована связь коммуникативных дисфункций в коммуникативных контурах генетик-консультант - клиент с феноменом самости клиента, которая не редуцируема по своему содержанию к семантическому содержанию героя в нарративных репрезентациях казусов, данных с точки зрения консультирующего. Отмечена связь коммуникативных дисфункций в междисциплинарных коммуникациях генетиков с врачами других специальностей с феноменом множественного тела клиента. Шестак А.Г. Был продолжен анализ сложностей восприятия генетической информации для последующей коммуникации специалиста и неспециалиста в генетике. Проведен анализ предпосылок для последующих сложностей в понимании генетической терминологии. Предложена типология вопросов, которые задавали генетику-исследователю врачи других специальностей. Данные типы вопросов применимы и для анализа коммуникации «врач-пациент». Было подготовлено пособие для пациентов и врачей других специальностей, содержащее вводную часть и 52 основных понятия медицинской генетики и лабораторной генетической диагностики. Представлены и проанализированы информационные материалы, широко применяемые в мире для повышения информированности и генетической грамотности не только пациентов и их родственников, но и врачей различных специальностей. Широков А.А. Широков А.А. описал организацию участия детей в медико-генетических и педиатрических консультациях. В частности, была обнаружена ограниченность роли детей в таких консультациях. Как правило, ребенок вовлекается в разговор только тогда, когда родитель не знает ответ на вопрос врача. Такие ситуации имеют определенную структуру: сначала врач задает вопрос родителю, затем родитель перезадает этот вопрос ребенку, несколько меняя дизайн вопроса. Это изменение представляет собой переформулирование вопроса на “да/нет” ответ. Такое упрощение конструкции вопроса является одним из проявлений специфического отношения к детям. Также Широков А.А. описал ряд коммуникативных проблем, с котором приводит такое упрощение вопросов для детей. Помимо этого Широкова А.А. сформулировал ряд практических рекомендаций для врачей-генетиков по коммуникации с пациентами на основании исследований, проведенных в рамках проекта. Курленкова А.С. В 2020-2021 гг. Александра провела конверсационный анализ материалов из двух баз данных: 1) аудио-записей медико-генетических консультаций с участием двух врачей-генетиков, специализирующихся на наследственных заболеваниях соединительной ткани. Эти материалы были собраны в РНЦХ им. Петровского в Москве в 2018-2019 гг. в рамках данного проекта; 2) видеозаписей медицинских консультаций с врачами разных специальностей, собранных в частной клинике в Москве (2019 г.). Из этих данных были отобраны 5 записей, в которых пациенты ориентировались на «нетерапевтические» задачи: освобождение от воинской повинности (2 аудиозаписи медико-генетических консультаций) и закрытие больничного (3 видеозаписи педиатрических консультаций). Понятие “роли больного” американского социолога Толкотта Парсонса было использовано для исследования ситуации, когда родители обращаются к врачу как к социальному арбитру, к институту, регулирующему общественные отношения для переключения между некоторыми парами социальных ролей (вход и выход из профессиональной деятельности / школы / детского сада, а также института армии). Также А.С. Курленкова показала, как пациенты во взаимодействии с врачом входят и выходят из роли больн_ой/ого в соответствии с теми задачами, которые перед ними стоят, своей “линией действий” (course of action), подхватываемой и со-конструируемой врачом. Румянцева В.А. Разработан вариант оптимизации взаимодействия врачей -генетиков и пациентов с помощью модели пациентских семинаров и иных форм работы с пациентскими сообществами. Проведен анализ способов совместной работы врачей-генетиков с врачами других специальностей в рамках мультидисциплинарных команд специалистов. Получен международный опыт взаимодействия с пациентскими организациями, врачами-исследователями, изучены новые подходы к диагностике и лечению “редкого” заболевания, на примере жизнеугрожающего синдрома - сосудистый тип Элерса-Данло. Лаврентьева С.В. Лаврентьева С.В. продемонстрировала роль контрфактических высказываний в качестве инструмента для понимания рекомендаций врача-генетика пациентом и достижения коммуникативного успеха в ходе генетической консультации. Предложено прагматическое толкование тезаурусного подхода, которое должно помочь исследованию проблем взаимопонимания участников медико-генетического консультирования. Показано, что решение проблем в рамках гуманитарной экспертизы связано с ее циклическим характером. URL-адреса материалов исследований: - Страница проекта на сайте Института философии РАН. URL: https://iphras.ru/com_contour.htm - Шестак А.Г. Глоссарий основных элементов медико-генетических знаний: краткое пособие для пациентов и врачей не медико-генетического профиля [электронный ресурс] / науч. ред. и автор предисл. Румянцева В.А. М., 2021. 45 с. URL: https://iphras.ru/uplfile/humexp/biblio/glossary_medgen_21.pdf - Широков А.А. Как дать возможность высказаться и как объяснить: несколько рекомендаций по коммуникации с пациентами для врачей-генетиков (и врачей других специальностей). М., 2021. URL https://iphras.ru/uplfile/humexp/biblio/rec_for_com_2021.pdf - Посвященная проекту статья “Трансформация биополитики” в интернет-СМИ Knife.media. URL: https://knife.media/biopolitics/ - Видеозапись Биоэтической школы для врачей по итогам проекта (15 апреля 2021 года) https://www.youtube.com/watch?v=SjykHrQ0ljY

 

Публикации

1. Румянцева В.А., Заклязьминская Е.В. Регулярное медико-генетическое консультирование и ДНК-диагностика наследственных заболеваний сердечно-сосудистой системы в практике федерального многопрофильного хирургического центра Медицинская генетика, № 5. С. 28-30 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.25557/2073-7998.2020.05.28-30

2. Тищенко П.Д. Самость как жест и коммуникативная дисфункция: (казус генетического консультирования Междисциплинарные исследования культурного трансфера: философия, лингвистика, медицина : сборник научных статей / отв. Ред. Л. П. Киященко, Ф. Г. Майленова. М.: МосГУ., С. 134-152 (год публикации - 2020)

3. Тищенко П.Д. Уязвлённая самость и расчленённая плоть: антропологический смысл коммуникативных дисфункций ΠΡΑΞΗΜΑ, № 3 (год публикации - 2021)

4. Шевченко С.В., Лаврентьева С.В. Коммуникация в медицинской генетике и проблемы автономии пациента Медицинская генетика, № 8. С. 17-18 (год публикации - 2020) https://doi.org/10.25557/2073-7998.2020.08.17-18

5. Шевченко С.Ю. Автономия, доверие и эффективность медико-генетического консультирования: упорядочивая биоэтические принципы Социогуманитарные контуры геномной медицины, - (год публикации - 2021)

6. Шевченко С.Ю., Лаврентьева С.В., Шкомова Е.М. Гуманитарная экспертиза полного цикла Горизонты гуманитарного знания, № 3 (год публикации - 2021)

7. Шевченко С.Ю., Шкомова Е.М. Принципалистский подход к биоэтической регламентации генетического консультирования: картирование проблем и моделей их решения Вестник РУДН. Серия: Юридические науки, Том 25, № 1. С. 198-213. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.22363/2313-2337-2021-25-1-198-213

8. Шестак А.Г., Румянцева В.А., Курленкова А.С. Родство и родословные в генетике и антропологии Горизонты гуманитарного знания, № 3 (год публикации - 2021)

9. Шестак А.Г., Шевченко С.Ю., Румянцева В.А. Проблемы понимания результатов генетической диагностики клиницистами Горизонты гуманитарного знания, № 3 (год публикации - 2021)

10. Румянцева В.А., Курленкова А.С., Базаров Д.В., Абрамян А.В., Заклязьминская Е.В. Surgeon’s uneasy unfortunate regular patient. 4th Scientific Meeting on Vascular Ehlers-Danlos Syndrome: abstracts, - (год публикации - 2021)

11. Русинова В.С., Румянцева В.А., Заклязьминская Е.В. New rare genetic variant in the COL3A1 gene found in a patient with a clinical phenotype of Ehlers-Danlos Syndrome 4th Scientific Meeting on Vascular Ehlers-Danlos Syndrome: abstracts, - (год публикации - 2021)

12. Шестак А.Г. Глоссарий основных элементов медико-генетических знаний: краткое пособие для пациентов и врачей не медико-генетического профиля Сайт Института философии РАН, Москва, 45 с. (год публикации - 2021)

13. Широков А.А. Как дать возможность высказаться и как объяснить: несколько рекомендаций по коммуникации с пациентами для врачей-генетиков (и врачей других специальностей) сайт Института философии РАН, Москва, - (год публикации - 2021)

14. - Трансформация биополитики. Как генные технологии оправились от опыта евгеники и есть ли будущее у медицинской генетики в России НОЖ, Скрабневский Влад. Трансформация биополитики. Как генные технологии оправились от опыта евгеники и есть ли будущее у медицинской генетики в России // НОЖ [Электронный ресурс]. 5 мая 2021. URL: https://knife.media/biopolitics/ (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
В ходе реализации проекта его коллективом были картированы этико-правовые проблемы развития геномной медицины, концептуализированы подходы к их решению. Данные результаты уже используются в работе Научно-образовательного центра права и биоэтика в сфере геномных исследований и применения генетических технологий МГЮА, в том числе для разработки предложений по совершенствованию регулирования сферы геномной медицины в Российской Федерации. Обобщенные результаты социологических и антропологических исследований геномной медицины также нашли практическое применение в сфере формирования регулярного взаимодействия врачей-генетиков РНЦХ имени Б.В. Петровского с пациентскими сообществами. Оба обозначенных выше направления (биоэтические и собственно коммуникационное) могут нуждаться в дальнейшем социогуманитарном сопровождении. Также практической применимостью могут обладать научные результаты, достигнутые отдельными членами коллектива проекта. Шевченко С.Ю. разработана концепция этики неопределенности, показано ее применимость в сфере геномной медицины. Данная концепция может использоваться в рамках преподавания курсов биоэтики, а также использована в широком контексте - для разработки этических регулятивов развития новых технологий. Шкомовой Е.М. проведено внедрение результатов исследования в преподавание курса по дисциплине "Биоэтика", программа курса расширена за счет представлений о социально-гуманитарной экспертизе проблем геномной медицины. Данное дополнение может быть внесено в содержание аналогичных курсов в медицинских вузах. Шестак А.Г. составлен глоссарий основных элементов медико-генетических знаний: краткое пособие для пациентов и врачей не медико-генетического профиля Предполагается, что данное пособие может быть использовано варчами различных специальностей для повышения собственной генетической грамотности. Также данное пособие может быть внедрено в практику медико-генетического консультирования, учебный процесс медицинских и биологических кафедр ВУЗов. Широковым А.А. разработано пособие “Как дать возможность высказаться и как объяснить: несколько рекомендаций по коммуникации с пациентами для врачей-генетиков”. Данное пособие может быть имплементировано в практику работы врачей тремя способами. Во-первых, распространено среди врачей различных специальностей для улучшения коммуникативных навыков. Во-вторых, использовано в медицинских ВУЗах для проведения, например, специализированных занятий по коммуникации с пациентами. В-третьих, в России есть несколько специализированных курсов для врачей по коммуникации с пациентами (вне ВУЗов). Пособие может быть использовано в рамках таких курсов.