КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00763

НазваниеДети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального городского социума (на материалах Оренбурга пореформенной эпохи)

РуководительБурлуцкая Елена Вадимовна, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный педагогический университет", Оренбургская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века

Ключевые словаИстория повседневности, история детства, дети, семья, обучение, воспитание, здоровье, игра, детский быт

Код ГРНТИ03.23.31; 03.29.00; 14.09.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Складывание этих традиционных ценностей происходило на протяжении многих веков в процессе реализации социокультурных практик семейного и внесемейного воспитания, различных этапов социализации подрастающего поколения. Одни исторические эпохи отличались плавным течением названных процессов, другие демонстрировали примеры ломки устоявшегося уклада жизни, конфликта между традиционными и модернизированными взглядами на личностные качества, необходимые для успешной жизни в социуме. Особенно интересным в этом плане представляется период второй половины XIX - начала XX в. - время осуществления глубинных "Великих реформ" Александра II и последовавшей за этим реакции общества на столь глобальные трансформации. Такие переломные моменты особо ярко демонстрировали всю палитру подходов к воспитанию детей, в которых различные социальные группы видели продолжателей своего дела, преемников определенного мировоззрения. Анализ указанных воспитательных практик, а также определение основных направлений и механизмов развития институтов воспитания в исторической ретроспективе позволит использовать накопленный опыт в современных условиях, как в системе образования, так и в семейных коммуникациях. Научная новизна предлагаемого к реализации проекта заключается в том, что детская повседневность, в условиях которой и осуществлялись воспитательные практики, на настоящий момент представляется мало изученной областью истории повседневности. Сложности в ее исследовании связаны, прежде всего, в самой дефиниции термина «детская повседневность». Исходя из принятого грантовым коллективом за основу определения «повседневности» (Банникова Е.В. Критерии повседневности: теоретико-методологические основы истории повседневной жизни // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7-2 (13). С. 21-24) как процесса повседневного существования человека, включающего в себя взаимодействие человека с действительностью и субъективную интерпретацию этого взаимодействия, исследуя детскую повседневность необходимо обращаться как к детским поведенческим практикам, так и к эмоциональному опыту детей. И если практики все же фиксировались (пусть и внешними наблюдателями) на страницах источников, то рефлексия ребенка оставалась, как правило, за пределами исторических нарративов. Именно поэтому авторы грантового проекта планируют использовать данные различных отраслей научного знания, чтобы, используя источниковую базу и методологию различных наук, успешно решить имеющуюся проблему. В случае успешной реализации грантового проекта коллектив исследователей планирует получить уникальный материал, касающийся повседневной жизни детей в провинции в пореформенную эпоху. Обыденная жизнь детей будет исследована с позиций их семейной, досуговой и трудовой (в данном случае – учебной) повседневности. Будут подвергнуты всестороннему анализу такие области детской повседневности, как семейный детский быт, семейные и внесемейные воспитательные практики, система детского образования, детские игры. В результате авторы планируют получить обобщающую картину положения ребенка в семье и в обществе, выделить специфические черты детской повседневности различных социальных групп (городской аристократии, рядовых городских обывателей, городских низов).

Ожидаемые результаты
Результаты проекта будут касаться как теоретической, так и практической значимости итогов научного исследования. В теоретическом плане предлагаемый к реализации проект позволит: - начать разработку новой для научного коллектива тематики (определить объект и предмет исследования, составить план исследования, выбрать методы исследования); - положить начало формированию исследовательской команды; - ввести в научный оборот комплекс ранее неопубликованных архивных материалов, касающихся повседневной жизни детей в Оренбурге во второй половине XIX – начале XX в. - обогатить новой информацией представления о бытовой и поведенческой составляющих повседневной жизни городского населения провинциального Оренбурга в пореформенный период; - определить сложившуюся в городской пореформенной России систему ценностей, соединяющую в себе традиционные этические представления и новые социальные нормы, возникшие в условиях модернизации; - выявить механизмы передачи этой системы ценностей от одного поколения к другому в рамках процесса социализации; - определить место ребенка в пореформенной городском социуме, его социальный статус, выделить наиболее распространенные социальные практики в отношении детей. В практическом смысле грантовый проект позволит: - использовать в современной педагогической деятельности исторический опыт воспитания и образования детей в условиях пореформенной городской среды Российской империи, как в рамках общественных, так и в рамках семейных практик; - создать предпосылки для формирования музейных экспозиций, посвященных истории детства; - опубликовать не менее 4 статей в журналах, индексируемых в системах Web Of Science / Scopus, не менее 2 статей в российских журналах из перечня ВАК, апробировать промежуточные результаты исследования как минимум на двух международных конференциях, инициируя таким образом новые научные дискуссии и обсуждения; - заложить основу для последующего изучения поставленной научной проблемы в более широких территориальных рамках, с привлечением специалистов из других отраслей научного знания (педагогика, культурология, языкознания и др.)


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 году в рамках реализации проекта «Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального городского социума (на материалах Оренбурга пореформенной эпохи)» был выявлен и систематизирован комплекс научной литературы и исторических источников по направлениям исследования. Был осуществлен историографический обзор поставленной проблемы применительно к различным аспектам детской повседневности в провинциальном социуме, изучаемым в контексте разных временных и территориальных рамок. Произошло ознакомление с результатами аналогичных исследований, осуществляемых в современный период в других регионах. Удалось выяснить, что, с одной стороны, в сфере изучения истории российского детства второй половины XIX – начала XX в. был накоплен значительный теоретический опыт, требующий, однако, обобщения и осмысления. С другой стороны, на региональном уровне заявленная проблема в системном, комплексном виде практически не изучалась, что делает научные изыскания и публикации по данной теме востребованным научным продуктом. Было установлено, что значительный шаг в изучении детей и детства пореформенной эпохи произошел на рубеже XX-XXI вв. В 2007 г. член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук В. Г. Безрогов, концептуально разработал проект создания международного научно-образовательного семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» на базе Российского государственного гуманитарного университета. За 12 лет работы семинара, с 2007 по 2019 год было проведено более десяти очных заседаний, 3 Международных конференции (2009, 2011, 2014), коллоквиумы и семинары, выпущено 20 книжных изданий и 3 тематических журнальных номера. Опубликованные результаты работы этого научно-образовательного семинара участники научного коллектива используют в рамках компаративного анализа детского сообщества и детского пространства различных провинциальных губерний в пореформенную эпоху. Анализ архивных источников показал, что в Объединенном государственном архиве Оренбургской области отсутствуют фонды, сосредотачивающие в себе материалы, непосредственно посвященные повседневной жизни детей, проживающих в губернском центре в пореформенный период. Не были выявлены и неопубликованные нарративы, позволяющие персонифицировать детскую повседневность в указанных хронологических и территориальных рамках. Необходимые для изучения сведения рассредоточены по различным фондам, что создает серьезные трудности по их выявлению. Наибольшее количество выявленных архивных материалов может быть отнесено к группе статистических материалов, представленных метрическими книгами различных церквей г. Оренбурга. Был определен широкий круг разнообразных по форме и содержанию опубликованных письменных источников (нормативно-правовые акты, материалы статистики, делопроизводственная документация, образовательные и дидактические тексты, нарративы, публицистика, реклама, справочная и художественная литература), позволяющих с высокой степенью объективности, путем сопоставления содержащихся в них сведений, делать заключения о различных сторонах детской повседневности в Оренбурге во второй половине XIX – начале XX века. С опорой на различные группы источников были выявлены объективные условия повседневной жизни детей в провинциальном пореформенном Оренбурге: нормативное обеспечение детской повседневности, степень комфортности городской среды. Было выяснено, что на социальное развитие Оренбургской губернии в целом и на состояние детского сообщества в частности влиял не только провинциальный характер региона, но и его близость к азиатским территориям, полиэтничный и поликонфессиональный состав жителей, постоянно меняющийся контингент населения. Промежуточные результаты исследования были изложены в форме публичных очных докладов на секционных заседаниях трех международных конференций (Международной научной конференции «Домашняя повседневность населения России: история и современность», г. Пушкин, Санкт-Петербург, 7 – 9 апреля 2022 г., ЛГУ им. А.С. Пушкина; V Международной научной конференции «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XX вв.». г. Новосибирск, 27-29 сентября 2022 г. Институт истории Сибирского отделения РАН; XV Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН «Прошлое, память, нарратив: гендерное измерение повседневности» г. Пенза, 29 сентября – 2 октября 2022 г. Пензенский государственный технологический университет). В издании, входящем в базы данных Web Of Science, Scopus (Былые годы, Q1), а также в журналах из перечня российских рецензируемых научных журналов ВАК (Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал, № 533; История повседневности, № 1288; Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: гуманитарные науки № 2128) был опубликован ряд статей, посвященных анализу различных аспектов изучаемой проблемы, отдельным сторонам повседневной жизни детей в пореформенном Оренбурге. Полученные за первый год реализации проекта результаты позволяют сделать вывод об эффективной работе научного коллектива. Публикационные результаты руководителя и исполнителя проекта соответствуют запланированным показателям. Перевыполнен план по очному участию представителей коллектива в международных конференциях. Осуществлена работа по сбору архивных источников в Объединенном государственном архиве Оренбургской области и работа с дореволюционными газетами и журналами в Журнальном фонде Российской национальной библиотеки. Накопленные данные дают возможность направить работу научного коллектива на достижение следующих научных результатов. Будут введены в научный оборот фотодокументы и материальные источники, сосредоточенные в музейных фондах г. Оренбурга. Концентрация участников научного коллектива в 2023 году преимущественно на анализе специфики внесемейной детской повседневности в Оренбурге пореформенного периода позволит определить общие и особенные черты повседневной жизни детей в стенах учебных заведений, учреждений детского призрения, остановиться на внедомашней досуговой детской повседневности, а также на различных проявлениях детской девиантности. Сравнение полученных данных с результатами аналогичных исследований по соседним регионам даст возможность составить более полную и и объективную картину детской повседневности в пореформенной российской провинции.

 

Публикации

1. Абдрахманова Е.Н. Рождаемость в семьях Оренбурга 1880-1910-х годов: гендерный аспект изучения брачно-семейных отношений Прошлое, память, нарратив: гендерное измерение повседневности. Материалы XV-ой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. Том 2. Пенза, 2022, С. 233-238 (год публикации - 2022)

2. Абдрахманова Е.Н. Обстоятельства и динамика детской смертности в г. Оренбурге по данным метрических книг (1865-1910 гг.) Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки»., № 1-1, С. 13-17 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37882/2223-2982.2023.1.02

3. Бурлуцкая Е.В. Детство в России рубежа XIX-XX вв.: западная и отечественная научная литература о проблемах, особенностях и источниках изучения Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал, № 4 (44), С. 151-168 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.44.5

4. Бурлуцкая Е.В. "По предметам и картинкам..." Учебник А.И. Тарнавского как источник по истории детской домашней повседневности в Оренбурге пореформенной эпохи История повседневности, № 2 (22). С.21-33 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.35231/25422375_2022_2_21

5. Бурлуцкая Е.В. Дети в составе населения Оренбурга, по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Былые годы, № 17 (2). С. 902-920 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.13187/bg.2022.2.902

6. Бурлуцкая Е.В. Детское провинциальное чтение в системе семейного воспитания (по материалам детских журналов начала XX века в Оренбурге) Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал, № 2 (42). С.123-139 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.32516/2303-9922.2022.42.10

7. Бурлуцкая Е.В. "Всё больше зависит от зубков...". Дети в условиях губернского города во второй половине XIX - начале XX в. Домашняя повседневность населения России: история и современность. Материалы международной научной конференции. Т. 2. СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2022, С. 18-24 (год публикации - 2022)

8. Бурлуцкая Е.В. "Маленькие трагедии": детский журнал "Путеводный огонек" о кризисных событиях отечественной истории начала XX в. Прошлое, память, нарратив: гендерное измерение повседневности. Материалы XV-ой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. Том 2. Пенза, 2022, С. 242-246 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В 2023 году в рамках реализации проекта «Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального городского социума (на материалах Оренбурга пореформенной эпохи)» была продолжена работа по выявлению источниковой базы исследования, в том числе материальных источников и фотодокументов. Были подвергнуты анализу вещественные источники, сосредоточенные в музейных коллекциях и фондах музеев Оренбурга, связанные с бытовой стороной детской повседневности пореформенной эпохи. В фондах Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея был обнаружен и подвергнут анализу уникальный источник – коллекция открытых писем (открыток), адресованных ребенку или написанных им самим – позволивший детализировать семейную сферу повседневности детей в Оренбурге. Исследование вопросов семейного воспитания детей в пореформенном Оренбурге продемонстрировало разнообразие практик родительского воздействия на подрастающее поколение, обусловленных пестротой и постоянной трансформацией городского сообщества. Приемы, способы, методы воспитания и ухода за детьми практически не зависели от сословной принадлежности семей и были в большей степени связаны с личностными особенностями родителей. Оренбургские семьи в основном сохраняли приверженность традиционной модели воспитания, в которой именно родители определяли абсолютно все аспекты детской повседневной жизни, исходя из собственных интересов, возможностей, базовых нравственных принципов и отношения к жизни. Это отличало оренбургских родителей от семейств, проживающих в столицах, которые вполне приняли новую культуру детства и концепт «нового родительства». Неблагоприятные санитарно-гигиенические условия города, помноженные на невежество родителей, их склонность к традиционным (но вредным) способам ухода за младенцами, а также явный недостаток квалифицированных нянек и кормилиц крайне негативно сказывались на оренбургских детях. Детская смертность, особенно в возрасте до 1 года, в Оренбурге в указанный период значительно превышала среднероссийские показатели. Изменить ситуацию пытались оренбургские врачи и гигиенисты, сосредотачивая внимание на просвещении молодых родителей, а также на решении проблем детского питания. По опубликованным (педагогическая литература и региональная публицистика второй половины XIX - начала XX в.) и архивным материалам ОГАОО были проанализированы вопросы обучения и воспитания детей в учебных заведениях Оренбурга и учреждениях детского призрения. Главным стал вывод о глубокой противоречивости всей школьной системы исследуемого периода, которая, с одной стороны, должна была формировать не столько интеллектуала, сколько законопослушного и добропорядочного гражданина, а, с другой, под воздействием передовых педагогических методик, стремилась к всестороннему развитию личности ребенка. Местная система образования также не успевала за ростом интереса к девичьему образованию, ужесточая требования к поступающим на обучение девочкам вместо увеличения числа мест для обучающихся. Основной задачей большинства учреждений призрения детей была их подготовка к будущей жизни, для чего воспитанников обучали различным видам рукоделия и ремесел. Главным было не допустить включения детей в маргинальные или криминальные сообщества, чтобы не ухудшить и без того сложные социальные условия города. Были изучены вопросы досуговой (публичной и частной) сферы повседневности детей в Оренбурге. В рамках общественного детского досуга на рубеже XIX-XX вв. первостепенной стала задача физического развития детей. Интерес к названной проблеме был вызван опасениями передовой общественности по поводу здоровья подрастающего поколения (как физического, так и психического), непосредственно влияющего на успешность или неуспешность его будущей семейной и общественной жизни. В рамках семейной досуговой повседневности детские журналы осознанно и целенаправленно определяли нравственные нормы, на которых должно было строиться семейное воспитание, а также помогали родителям выбрать верные способы и практики воспитания. Проблемы, обсуждаемые на страницах этих изданий, были общими и для родителей, и для детей. Это должно было укрепить межпоколенческие связи и обеспечить непрерывное сохранение традиций, культурного кода, мировоззренческой общности. Кроме того, хождение журналов в масштабах всей империи создавало общий культурный код для всего подрастающего поколения страны. Промежуточные результаты исследования были изложены в форме публичных очных докладов на секционных заседаниях четырех международных конференций (Международной научной конференции «Семья и детство в повседневной жизни: история и современность». г. Пушкин, Санкт-Петербург, 6–8 апреля 2023 г., ЛГУ им. А.С. Пушкина; Всероссийской научной конференции с международным участием «Женщины России: осмысливая прошлое и созидая настоящее (в русле направлений Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2023-2030 годы)». г. Иваново, 12-13 мая, 2023 г., Ивановский государственный университет; XV Конгрессе антропологов и этнологов России, г. Санкт-Петербург, 26-30 июня 2023 г., СПбГУ; XVI Международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН «Семейное, женское, повседневное в историко-антропологическом измерении», г. Кострома, 5-8 октября 2023 г., Костромской государственный университет). В изданиях, входящих в базы данных Web Of Science, Scopus, RSCI (Вестник архивиста, Научный диалог), а также в журналах из перечня российских рецензируемых научных журналов ВАК (Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал, № 533; История повседневности, № 1288) был опубликован ряд статей, посвященных анализу различных аспектов изучаемой проблемы, отдельным сторонам повседневной жизни детей в пореформенном Оренбурге. Был подготовлен электронный оригинал-макет монографии Е.Н. Абдрахмановой и Е.В. Бурлуцкой «Ребенок на рубеже столетий. Детская повседневность в Оренбурге второй половины XIX – начала XX в.». Текст сопровождается обширным иллюстративным рядом (120 различных фотографий и рисунков). Полученные за второй год реализации проекта результаты позволяют сделать вывод об эффективной работе научного коллектива. Публикационные результаты руководителя и исполнителя проекта превысили запланированные показатели. Перевыполнен план по очному участию представителей коллектива в международных конференциях.

 

Публикации

1. Абдрахманова Е.Н. Дисциплинарные нарушения учениц Оренбургской женской гимназии в 1868-1876 гг. Семья и детство в повседневной жизни: история и современность. Материалы международной научной конференции. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2023, Т. 2. С. 40-45 (год публикации - 2023)

2. Абдрахманова Е.Н. Источниковая база изучения детской повседневности пореформенного Оренбурга на рубеже XIX-XX вв. Вестник архивиста, № 1. С. 45-58 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.28995/2073-0101-2023-1-45-58

3. Абдрахманова Е.Н. Имянаречение в купеческих и других семьях Оренбурга в 1865-1910 гг.: сравнительный анализ Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XX вв. Тезисы докладов V международной научной конференции. СПб.; Новосибирск: ФГБУН «Институт истории Сибирского отделения РАН», 2022, С. 17-18 (год публикации - 2023)

4. Бурлуцкая Е.В. Воспитание через "равновесие духа и тела". Физическое развитие детей в пореформенном Оренбурге сквозь призму региональной прессы на рубеже XIX-XX вв. Вестник архивиста, № 2. С. 628-639 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.28995/2073-0101-2023-2-628-639

5. Бурлуцкая Е.В. Дети Оренбурга в условиях эпидемии дифтерита конца XIX века Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал, № 3 (47). С. 128-142 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32516/2303-9922.2023.47.8

6. Бурлуцкая Е.В. «У меня игрушек много...». Предметный мир детской досуговой повседневности на рубеже XIX-XX вв. По материалам периодических изданий Семья и детство в повседневной жизни: история и современность. Материалы международной научной конференции. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2023, Т. 2. С. 222-228 (год публикации - 2023)

7. Бурлуцкая Е.В. Реклама детских товаров в российской региональной и центральной прессе в начале XX в. Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XX вв. Тезисы докладов V международной научной конференции. СПб.; Новосибирск: ФГБУН «Институт истории Сибирского отделения РАН», 2022, С. 51-53 (год публикации - 2023)

8. Бурлуцкая Е.В. Отношение родителей к смерти детей (на материалах оренбургского городского социума второй половины XIX – начала XX в.) Семейное, женское, повседневное в историко-антропологическом измерении. Материалы XVI-ой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН. Кострома, 2023. В 2 чч., Т. 1. С. 171-174 (год публикации - 2023)

9. Бурлуцкая Е.В. Учебные прогулки и экскурсии как элемент детской повседневности в Оренбурге на рубеже XIX-XX вв. История повседневности. 2024. № 1., - (год публикации - 2024)

10. Бурлуцкая Е.В., Абдрахманова Е.Н. Система приема обучающихся в учреждения среднего образования в Оренбурге во второй половине XIX - начале ХХ веков Научный диалог, 2022. Т. 11. № 10. С. 293-312 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-10-293-312

11. Абдрахманова Е.Н., Бурлуцкая Е.В. Ребенок на рубеже столетий. Детская повседневность в Оренбурге второй половины XIX - начала XX в. Оренбург : Издательство «Оренбургская книга», Оренбург : Издательство «Оренбургская книга», 2023. 496 с.: ил. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Складывание этих традиционных ценностей происходило на протяжении многих веков в процессе реализации социокультурных практик семейного и внесемейного воспитания, различных этапов социализации подрастающего поколения. Одни исторические эпохи отличались плавным течением названных процессов, другие демонстрировали примеры ломки устоявшегося уклада жизни, конфликта между традиционными и модернизированными взглядами на личностные качества, необходимые для успешной жизни в социуме. Такие переломные моменты особо ярко демонстрировали всю палитру подходов к воспитанию детей, в которых различные социальные группы видели продолжателей своего дела, преемников определенного мировоззрения. Сегодня, как и во второй половине XIX - начале XX в., российское общество вновь столкнулось с серьезной проблемой неэффективности или малой эффективности имеющихся механизмов межпоколенной передачи системы ценностей, необходимой для устойчивой эволюции общества. Родители и дети зачастую находятся в двух разных «мирах», оперируют разными категориями мышления, ориентируются на разные идеалы. Такой конфликт поколений чреват не только усилением социальной напряженности, но и потерей целого пласта духовной культуры. Полученные результаты проекта, посвященного изучению проблемы детской повседневности в провинциальном городском социуме в пореформенный период (время расшатывания традиционных устоев, модернизации российского общества), позволяют обратиться к историческому опыту сохранения основополагающих, базовых ценностей и одновременного формирования новых, наиболее востребованных личностных черт в системе детского воспитания в переломные эпохи, вспомнить давно разработанные и успешно апробированные воспитательные и образовательные практики, передовых отечественных педагогов.