КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00775

НазваниеМедиатизированная модель советского общества в детской периодике

РуководительДубровская Татьяна Викторовна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пензенский государственный университет", Пензенская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-453 - Языкознание

Ключевые словамедиа, модель, дискурсивные практики, общество, государство, СССР, детская периодика, ценности, аксиология.

Код ГРНТИ16.21.27


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на получение новых знаний о дискурсивных практиках советского времени, в частности о дискурсивном моделировании советского общества в детской периодике. Качество детской периодики определялось тем, что её функции не сводились к развлекательной – она решала целый ряд конструктивных задач, представляя ребенку модель общества, членом которого он являлся. Характер этой медийной модели советского общества, а также журналистские способы её создания являются объектом исследования в данном проекте. Фундаментальная) проблема состоит в осмыслении советского опыта медийных практик детской периодики в их связи с государственной политикой СССР. В условиях заданных идеологических рамок СМИ выступали посредником между органами власти, с одной стороны, и детской читательской аудиторией, с другой. Идеальная модель общества и страны, основанная на принципиальных государственных ориентирах и стратегических политико-правовых документах, получала медийное преломление. В связи с этим основная цель исследования – на основе анализа детской периодики 1970–1980-х годов построить медиатизированную (опосредованную медиа) модель советского общества и определить характер социального взаимодействия в треугольнике «государство – детские СМИ – детская аудитория». Ожидаемыми результатами проекта будут инновационные модели: модель советского общества и народа в детской периодике 1970–1980-х гг.; модель взаимодействия между тремя обозначенными субъектами социальных практик. Актуальность исследования и обозначенной научной проблемы обусловлена как повышенным интересом к наследию советской эпохи и специфике социальных практик в СССР, так и междисциплинарным характером проекта, объединяющим исторический поход с методами функциональной парадигмы изучения языка и других семиотических ресурсов. Предлагаемый проект способствует развитию таких областей знания, как социолингвистика, аксиологическая лингвистика, критический дискурс-анализ, журналистика, отечественная история, социология, семиотика.

Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами проекта будут модели: модель советского общества и народа в детской периодике 1970–1980-х гг.; модель взаимодействия между тремя обозначенными субъектами социальных практик: «государство – детские СМИ – детская аудитория». Медиатизированная модель общества будет выстроена на основе нескольких параметров: - аспекты общественной структуры, репрезентируемые в журналах; - аксиологическая нагрузка репрезентаций; - степень рекуррентности репрезентаций; - форматы и приоритетность различных репрезентаций; - семиотические (языковые и мультимодальные) средства актуализации репрезентаций. Значимым результатом представляется выдвижение и проверка научной гипотезы о системности взаимодействия в треугольнике «государство – детские СМИ – детская аудитория» и системном характере репрезентаций советского общества и народа в советской детской периодике, а также в определении принципов функционирования данных систем и представлении их в виде теоретических научно-обоснованных моделей. Такие модели будут носить инновационный характер, поскольку системных и многоаспектных исследований советской детской периодики, по нашим данным, до настоящего времени не проводилось. С точки зрения методологии, новизна состоит в комбинации методов исторических исследований, семиотического анализа и дискурс-анализа (лингвистических средств в их сочетании с мультимодальными компонентами), включающего целый ряд качественных и количественных методик (они подробно представлены в соответствующем разделе заявки). Такой подход способствует методологической широте и одновременно валидности результатов. Методология может быть использована в дальнейшем для других исследований медийного дискурса. Наконец, в результате исследования будет введен в научный обиход речевой материал, который до настоящего времени использовался весьма ограниченно. Для достижения цели и решения задач будет собран эмпирический материал – выпуски журнала «Пионер» и «Костёр» за 1970-1980-е гг. Общее количество исследованного материала составит не менее 100 выпусков. Планируемый объем эмпирического материала гарантирует соответствие корпуса критерию валидности для данного исследования. Собранный корпус текстов может в дальнейшем использоваться для других исследовательских целей. Смешанный характер коллектива (дискурс-аналитики и историк), содержательное многообразие (изучение исторического контекста, специфики журналистских практик и обращение к текстам журнала), а также интеграция методов (исторических, семиотических, лингвистических) определяют междисциплинарность проекта. Объединение представленных выше инновационных содержательных и методологических аспектов, а также его междисциплинарный характер гарантирует научную новизну проекта и решение поставленной научной проблемы. Несмотря на обращение к дискурсу прошедшей исторической эпохи, тема исследования представляется нам перспективной, поскольку будет служить точкой отсчета как для диахронического изучения детской периодики в России, так и для сопоставительных лингвокультурных исследований. Дальнейшее диахроническое изучение детской периодики может охватывать разные периоды её развития, в том числе новейшую современность, а возможное направление исследований будет направлено на трансформации СМИ, происходящие в связи с общественными и технологическими изменениями. Такое направление может быть усилено за счет сопоставления материалов детской периодики в условиях нескольких стран и государств.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В ходе первого года выполнения проекта проведена подготовительная теоретическая работа, подготовлена методологическая и эмпирическая база исследования, а также проведен многоаспектный анализ части собранного материала. Изучена релевантная отечественная и зарубежная литература, посвященная разным аспектам советских социальных практик. Литература систематизирована с точки зрения существующих подходов к изучению медийных практик советской эпохи и определения их потенциала для осмысления способов трансляции советских ценностей и образцов культуры. Изучены основные стратегические документы, определяющие политику КПСС в 1970-80-е годы, включая тексты Устава и Программ КПСС (1961, 1986), Конституций СССР (1936, 1977), документов, регулирующих деятельность советских молодежных и детских организаций. Выявлены характеристики социально-исторического периода, которые включали господство марксистско-ленинской идеологии, ряд идеологических доминант официального партийного дискурса, продолжающееся противостояние двух моделей цивилизационного развития – западной и советской, закрепление руководящей роли КПСС и снижение степени репрессивности внутренней политики, экономический курс на повышение уровня жизни населения. Политика в сфере образования и воспитания молодежи определялась государственной идеологией. Официальные партийные документы создавали положительный образ государства и общества, не проблематизируя нарастающие вызовы. Проведена методологическая работа, определяющая состоятельность базы исследования. Уточнен категориальный и аналитический аппарат исследования, которое выполняется в русле социального конструкционизма с акцентом на «позитивную пропаганду» СМИ, т.е. стратегических действий, которые оказывают положительное воздействие на общество. Предложено определение категории «дискурсивная модель»), определена исследовательская ниша. Аналитический аппарат, охватывающий жанры, топосы, дискурсивные стратегии, тактики, идеологемы, языковые средства (лексические и грамматические), мультимодальные компоненты, использован в ходе анализа собранного эмпирического материала (материал журналов «Пионер» и «Костер» за 1970-80-е гг.). В ходе анализа эмпирического материала установлены следующие принципы и закономерности организации медиатизированной модели советского общества в детской периодике. Материал журналов можно систематизировать и представить в виде нескольких укрупненных тематических направлений, среди которых приоритетными являются «История», «Образование и воспитание», «Межличностные отношения, качества человека», «Спорт», «Природа», «Досуг», «Культура, литература, искусство», «Политика и международные отношения», «Семья», «Труд и профессии», «Наука», «Детские и молодежные организации». Каждое укрупненное тематическое направление включает несколько подтем, построенных вокруг ряда ценностей, включая ценности исторической памяти, патриотизма, героизма. Тематика журнальных материалов также в значительной мере определяется текущим социально-политическим контекстом и происходящими в мире взрослых событиями (Олимпиада-80, строительство БАМ). Способы создания репрезентаций советского государства и его народа охватывают разнообразные жанровые формы, как художественные, так и нехудожественные: рассказы, воспоминания, записки, письма, документальные повести, песни, стихотворения, официальные документы, статьи, беседы, советы, размышления, фельетоны и др. Для репрезентации разных аспектов советского общества применяется свой «набор» жанров. Предложена классификация развлекательных жанров журнала в зависимости от специфики их коммуникативной направленности. Выделены основные типы публикаций о чтении и литературе с точки зрения тематики, проблематики и жанровой организации: В материале выявлен ряд рекуррентных топосов, трактуемых как аксиологически нагруженные смысловые доминанты, получающие вербальное выражение в тексте и способствующие созданию репрезентаций действительности. Они включают топосы труда, Родины, единства, стремления к светлому будущему, родительского авторитета, взаимопомощи, морали, патриотизма, государственной заботы о детстве, взаимовыручки и актуализируются преимущественно при помощи лексических средств языка. Коммуникативное взаимодействие между журналом и читательской аудиторией выстраивается разными средствами диалогичности. Взаимодействие взрослого и ребенка может быть выстроено как монологическое произведение, однако элементы диалогизации (формы обращения, местоимения 2 лица), разговорная лексика и разговорный синтаксис (парцеллированные предложения, коммуникативы, маркеры сомнения, многочисленные метатекстовые элементы, предложения с союзом и в инициальной позиции) создают эффект живого разговора. Коммуникативное взаимодействие также выстраивается посредством ряда стратегий: положительно-оценочной стратегии, отрицательно-оценочной стратегии, прецизионной стратегии, стратегии эмоционализации, стратегии амбивалентной репрезентации. Они применяются для репрезентации разных аспектов советского общества (гендерные отношения, спортивная жизнь, международные отношения) и имеют целью создание аксиологически нагруженных репрезентаций советского общества. Рассмотрена роль отдельных языковых средств в создании модели советского общества. Специфическим языковым средством репрезентации общественной жизни СССР являются топонимы. Топонимы обладали не только денотативным значением, но и несли дополнительные ценностные ассоциации, имплицитно фиксируя важные события и смыслы советской жизни. Другим средством создания смыслов выступают идеологемы, используемые при обсуждении как исторической, так и современной тематики. Популярной идеологемой выступает имя В.И. Ленина, оторванное от реального человека и превратившееся в лейбл для мифологизированного исторического персонажа, наделенный идеологическими коннотациями. С другой стороны, изученный материал позволяет говорить о тенденции де-идеологизации в детской периодике, состоящей в снятии излишних идеологических акцентов, характерных для взрослой жизни, и переносе внимания юного читателя на общечеловеческие ценности. Конкретные результаты первого года работы включают публикацию по теме проекта 5 статей, индексируемых в зарубежных базах данных, в том числе 2 статьи WoS/Scopus; публикацию 11 статей РИНЦ; публикацию 2 тезисов по материалам конференций; 1 публичную лекцию и ее запись; апробацию результатов исследования на 7 научных конференциях (11 докладов); функционирующий сайт с актуальной информацией, посвященной реализации проекта с разделами: Участники проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/participants Содержание проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/content Список публикаций: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/publications Участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/conferences Сертификаты за участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/certificates Мероприятия: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/events

 

Публикации

1. Блохина Я.А. Спорт как ценность советского общества (на примере журналов «Пионер» и «Костёр») Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: Сборник трудов международной научно-практической конференции, Белгород, 05–07 октября 2022 года. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Космос", 2022., C. 228-233. (год публикации - 2022)

2. Блохина Я.А. Тематическая характеристика журнала «Пионер» как источника репрезентаций советского общества Политическая лингвистика, №2(92). С. 172-182 (год публикации - 2022)

3. Блохина Я.А., Дубровская Т.В. Категория диалогичности в развлекательных жанрах советской детской прессы (на примере журнала «Пионер» 1970-1980-х гг.) Russian Linguistic Bulletin, №6(34). (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18454/RULB.2022.34.10

4. Видинеева Н.Ю. Specificity of Representation of Public Relations in Magazine “Koster” (1970—1980) Научный диалог, №5, Том 11, С. 195-210 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-5-195-210

5. Видинеева Н.Ю., Данкова Н.С. Топонимы как специфические средства репрезентации общественной жизни СССР: аксиологический аспект (на материале детских периодических изданий 1970-1980 годов) Современный дискурс-анализ, №2, С.35-43 (год публикации - 2022)

6. Дубровская Т.В. Зарубежные страны в материалах советского детского журнала "Пионер" (1980-е гг.) Советский век в российской и мировой истории : сб. ст. по материалам Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвящ. 100-летию образования СССР (г. Пенза, 20 октября 2022 г.) / под общ. ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ., C.89-95. (год публикации - 2022)

7. Дубровская Т.В. Мир русской литературы в детском журнале «Пионер» 1970-80-х годов Вестник Донецкого национального университета, №1, С. 20-26. (год публикации - 2022)

8. Дубровская Т.В. Дискурсивная модель женщины в советской детской прессе Дискурс-Пи, Т. 19. № 3. С. 36–53. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17506/18179568_2022_19_3_36

9. Мусорина О.А. Репрезентация Олимпиады-80 в журнале «Пионер» (№7, 1980 г.) Медиалингвистика. Вып. 9. Язык в координатах массмедиа: м-лы VI Междунар. науч. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня - 02 июля 2022 г.)/ науч. ред. Л.Р.Дускаева, отв. ред. А.А. Малышев. – СПб.: Медиапапир., С. 421-425. (год публикации - 2022)

10. Мусорина О.А., Данкова Н.С. Человек и труд в советском обществе: речежанровый анализ (на материале детских периодических изданий) Советский век в российской и мировой истории : сб. ст. по материалам Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвящ. 100-летию образования СССР (г. Пенза, 20 октября 2022 г.) / под общ. ред. О. А. Суховой. – Пенза : Изд-во ПГУ., C. 101-105 (год публикации - 2022)

11. Мусорина О.А., Данкова Н.С. «Лениниана» на страницах журнала Пионер»: дискурсивные тактики репрезентации вождя Казанская наука, №10. С. 166-169. (год публикации - 2022)

12. Мусорина О.А., Дубровская Т.В. Социально-исторический контекст функционирования журнала "Пионер" в 1970-80-е годы SocioTime/Социальное время, №3(31). С. 104-121. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25686/2410-0773.2022.3.104

13. Мусорина О.А., Дубровская Т.В. Mediatization of Soviet Cultural Patterns in Soviet Print Media for Children: Analytical Review Theoretical and practical issues of journalism, Т. 11, №2, с. 249-263. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2022.11(2).249-263

14. Дубровская Т.В. Репрезентации женщины в советских детских журналах (на материале журнала "Пионер") Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения. Материалы 61-го международного научного форума. 21-22 апреля 2022 г. Том 2. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет., C.22-23. (год публикации - 2022)

15. Мусорина О.А. Топонимы как средство конструирования образа Родины в материалах журнала «Пионер» (1970-80-е гг.) Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения: сб. мат-лов Междунар. научного форума (21-22 апреля 2022 г.). Том 2. Cанкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный ун-т., C.34-35. (год публикации - 2022)

16. - Ученые-лингвисты ПГУ изучают феномен советской детской прессы Сайт Пензенского государственного университета, 10.12.2021 (год публикации - )

17. - Лица пензенской науки. Профессор ПГУ Татьяна Дубровская: «СМИ в значительной мере определяют картину мира» Информационный портал РИА Пензенской области, 10.12.2021 (год публикации - )

18. - «Детская советская пресса как призма общества: взгляд ученых» Сайт Пензенского государственного университета, 24.11.2022 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В ходе второго года (2023 год) была завершена работа по сбору корпусов текстов. Объем корпусов составил 490398 и 515716 словоупотреблений для журналов «Пионер» и «Костёр» соответственно. Такой значительный объем материала обусловливает валидность полученных результатов. Расширен тематический охват репрезентаций советского общества, добавлены такие аспекты, как трудовая деятельность, географическое и историческое единство государства, социальные группы, политика памяти. Уточнен состав, характер и функциональный потенциал жанров и семиотических ресурсов исследуемой периодики. Анализ выстраивался с применением таких категорий, как формат, жанр, хронотоп, медийное событие, идеологема, диалогичность, антропоним, топоним, соционим, стратегия, лексико-семантическая группа, имплицитность, нарратив. Продолжилось изучение партийных и государственных документов советского периода, научных трудов о роли детской прессы как в СССР, так и в современности, жанровому своеобразию детских печатных изданий, их тематическому содержанию, были изучены труды о медийном событии и хронотопе, идеологеме, конструировании образов советских вождей. С целью выявления экстралингвистических факторов, влияющих на содержание журналов и репрезентации реалий советской жизни в материалах «Пионера» и «Костра», проанализированы социально-политические и экономические условия функционирования советских детских журналов в 1970-1980-е гг. Была решена задача выявления роли и места советских детских журналов в контексте истории развития детских СМИ в России. Установлено, что в дореволюционной России был заложен фундамент того, что в советское время появились журналы, оказавшие влияние на детскую аудиторию в рамках так называемой «позитивной пропаганды». Анализ эмпирического материала выявил ряд закономерностей, образующих медиатизированную модель советского общества в детской периодике. Формат детских журналов предполагал, что семиотический комплекс обложки выполнял ряд функций: обозначал институциональный статус целевой аудитории (пионеры) через изображение пионерского галстука; служил календарем для читателей-детей, служил нравственно-эстетическому воспитанию аудитории. Журналы включали литературные и журналистские жанры. Существовали постоянные познавательные и развлекательные рубрики, направленные на развитие ребенка в разных направлениях и медиатизацию разных аспектов жизни советского общества (спорт, культура, литература, история). Показано, что порядок следования материалов в выпусках журналов определялся не жанровой принадлежностью, а тематическим наполнением и аксиологической нагруженностью публикаций. Публикации первых полос журналов идеологически и аксиологически соответствуют государственному курсу, заявленному в основных программных документах СССР, и посвящены исторической памяти, теме революции и ее идеалов, теме международных отношений, теме труда, науки. Публикации, размещенные во второй половине номеров, были направлены на морально-нравственное, эстетическое развитие читателей-детей, а также на их развлечение. Установлено, что повестка детских журналов в 1970-1980-е гг. в значительной мере определялась текущими событиями «взрослого мира». Репрезентируемые события включали праздники и памятные даты, общественно-политические события, важнейшие государственные проекты и масштабные происшествия. Объектами репрезентации выступали также события повседневной жизни школьников, причем идеологемы контекстуализировали жизнь детей, «привязывая» ее к истории страны и событиям взрослой жизни и выстраивая единый межпоколенческий континуум в стране. Построена дискурсивная модель трудовой деятельности, в которой выделены взаимосвязанные компоненты: субъект трудовой деятельности; цель трудовой деятельности; процесс труда, включая орудия труда; результат труда; вознаграждение, получаемое субъектом труда. Для каждого компонента установлены характерные языковые средства, транслирующие желаемую модель трудовой деятельности. Определен состав и функциональная ценность ряда лексических групп (антропонимов, соционимов, этнонимов) в создании репрезентаций модели общества. Разнообразие имен собственных в сочетании с этнонимами и соционимами формировало гражданскую идентичность читателя как советского гражданина. Установлено, что журналы «Пионер» и «Костёр» выступали важными акторами советской политики памяти, а конструирование событий Великой Отечественной войны в материалах журналов производилось согласно канонам официального советского дискурса и было частью общего публичного семиотического пространства политики памяти. Важными элементами дискурса памяти были исторический и коммеморативный нарративы. Аксиологические смыслы в детской прессе СССР нередко получали имплицитное выражение. В качестве востребованных ресурсов выражения имплицитных смыслов были выделены средства синтаксиса (риторические вопросы, обобщенно-личные предложения), а также мультимодальные средства, в том числе креолизованные тексты. Уточнен набор идеологем как средств конструирования идеологической картины мира в сознании читателя-ребенка, определен характер медиатизации «взрослых» идеологем в детском журнале. При отборе идеологем журналы делали упор на апеллирующие к детскому опыту и экзистенциальной практике идеологемы. Были определены функции мультимодальных элементов. Выявлено, что мультимодальные компоненты (в том числе, креолизованные тексты) являлись, с одной стороны, средствами трансляции идеологически и аксиологически нагруженных смыслов, а с другой стороны, служили образовательным, просветительским целям, целям нравственного, эстетического воспитания, а также развлечения. В результате систематизации данных построены 1) модель советского общества и народа в детской периодике 1970–1980-х гг.; 2) модель взаимодействия между государством, детскими СМИ и детской аудиторией. Конкретные результаты второго года реализации проекта включают: опубликованную монографию по теме проекта «Медиатизированная модель советского общества в журналах “Пионер” и “Костёр” (1970-1980-е гг.)» (23,25 п.л.); 4 статьи в журналах, индексируемых в базах данных WoS/Scopus; 8 научных статей РИНЦ; 2 тезисов по материалам выступлений на конференциях; 1 публичную лекцию по теме проекта; 1 интерактивный семинар для студентов; 1 просветительское мероприятие для школьников; функционирующий сайт с описанием хода реализации проекта; апробацию результатов исследования на 5 научных конференциях в РФ и Беларуси; расширенную страницу о журнале «Пионер» в Википедии. Информация о ходе и результатах выполнения проекта представлена на сайте кафедры «Английский язык» Пензенского государственного университета: Участники проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/participants Содержание проекта: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/content Список публикаций: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/publications Участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/conferences Сертификаты за участие в конференциях: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/certificates Мероприятия: https://dep_english.pnzgu.ru/RNF/events Научные результаты соответствуют заявленным в программе исследования. План по диссеминации результатов перевыполнен.

 

Публикации

1. Блохина Я.А. Диалогические жанры в детских журналах «Пионер» и «Костёр» 1970-1980-х годов Вестник ДонНУ. Сер. Д: Филология и психология, №2, С.56-64. (год публикации - 2023)

2. Блохина Я.А. Медиатизация идеологем в советской детской периодике (на примере журналов «Пионер» и «Костёр» 1970-1980-х гг.) Поволжский педагогический поиск, №2(44), С.101-113. (год публикации - 2023)

3. Видинеева Н.Ю. The format of the soviet children's magazine Kostyor in the context of actualization of axiological attitudes Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, №3(48), С.117-133. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2023.117133

4. Видинеева Н.Ю. Креолизованные тексты в советской детской периодике как инструмент реализации имплицитных смыслов о родине: ценностный аспект Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. Материалы VII Международной научной конференции. Москва: Московский художественно-промышленный институт., С.89-94. (год публикации - 2023)

5. Видинеева Н.Ю. Средства синтаксиса как актуализаторы имплицитных смыслов в советской детской периодике Медиалингвистика. Вып. 10. Язык в координатах массмедиа : мат-лы VII Междунар. научн. конференции. Санкт-Петербург: Медиапир., С.397-401. (год публикации - 2023)

6. Дубровская Т.В. The Media Agenda in Soviet Children's Magazines: Events and Chronotopes (the 1970-80s) Вопросы теории и практики журналистики, №3, Т.12, С.418-435. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2023.12(3).418-435

7. Дубровская Т.В. Soviet Socio-Cultural Practices from Perspective of Genres in Pioneer Magazine Научный диалог, №5, Т.12, С.154-172. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-5-154-172

8. Дубровская Т.В. «…It was done by Soviet scientists»: Representations of scientific social practices in Soviet magazines for children (the 1980s) Медиалингвистика, №3, Т.10, С.357-375 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.305

9. Дубровская Т.В. События в медийной повестке детского журнала позднесоветского времени Медиалингвистика. Вып. 10. Язык в координатах массмедиа : мат-лы VII Междунар. научн. конференции. Санкт-Петербург: Медиапир., Вып.10, С.409-413. (год публикации - 2023)

10. Дубровская Т.В. Модель советской трудовой деятельности: лексическое наполнение и репрезентации (на материале корпуса текстов детского журнала «Пионер» 1970-1980-х гг.) Политическая лингвистика, №5 (101). С. 21-32. (год публикации - 2023)

11. Мусорина О.А. Медиатизированная модель советского детства в материалах журнала «Пионер» в 1970-80-е гг. Медиалингвистика. Вып. 10. Язык в координатах массмедиа : мат-лы VII Междунар. научн. конференциию Санкт-Петербург: Медиапир., С.531-535. (год публикации - 2023)

12. Мусорина О.А., Баталова А.С. Советские детские журналы "Пионер" и "Костёр" в контексте современности Язык как основа современного межкультурного взаимодействия. Пенза: ПензГТУ., - (год публикации - 2023)

13. Мусорина О.А., Данкова Н.С. Политика памяти о Великой Отечественной войне в советских детских журналах: дискурсивный аспект Медиалингвистика. Вып. 10. Язык в координатах массмедиа : мат-лы VII Междунар. научн. конференции. Санкт-Петербург: Медиапир., С.502-506. (год публикации - 2023)

14. Дубровская Т.В., Мусорина О.А., Блохина Я.А., Видинеева Н.Ю. Медиатизированная модель советского общества в журналах "Пионер" и "Костёр" (1970-1980-е гг.) Медиатизированная модель советского общества в журналах "Пионер" и "Костёр" (1970-1980-е гг.). Пенза: Изд-во ПГУ., 400 с. (год публикации - 2023)

15. Блохина Я.А. Репрезентация образа В.И. Ленина в советской детской периодике (на примере журналов «Пионер» и «Костёр» 1970-1980-х гг.) Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VIII Международной научной конференции (Донецк, 25–27 октября 2023 г.). Донецк: Изд-во ДонГУ., Т. 4, Ч.1, С.206-207. (год публикации - 2023)

16. Дубровская Т.В. Антропоцентрическое измерение лексико-семантической группы «природа» в материалах о Байкало-Амурской магистрали От слова к дискурсу: разнообразие форм и (не)предсказуемость смыслов : тез. докл. междунар. науч. конф. Минск: МГЛУ., C.111-112. (год публикации - 2023)

17. - В ПГУ прочитали публичную лекцию о детских советских журналах «Костер» и «Пионер» Сайт Пензенского государственного университета, 23.11.2023 (год публикации - )

18. - В Издательстве ПГУ вышла монография «Медиатизированная модель советского общества в журналах „Пионер“ и „Костёр“ (1970–1980-е гг.)» Сайт Пензенского государственного университета, 03.12.2023 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены: 1. для включения в программу средней школы по дисциплине «Литература», поскольку советские детские журналы как часть советской литературы и советских практик чтения не находят должного отражения в школьной программе и, как показывает наш опыт проведения просветительского мероприятия, большинство современных школьников с ними не знакомы; 2. для разработки спецкурса по истории советских детских периодических изданий в вузах для профильных специальностей (Журналистика, Медиакоммуникации, Реклама и связи с общественностью); 3. для подготовки мероприятий в связи с празднованием в 2024 году 100-летия образования журнала «Пионер»; 4. как часть социальной технологии в воспитательном процессе в общеобразовательных организациях, при подготовке классными руководителями воспитательных бесед с учащимися, тематических классных часов. Информация, полученная в результате выполнения проекта, может способствовать нравственному и гражданскому воспитанию школьников, расширению их познаний об истории страны, формированию исследовательских умений и навыков школьников; 5. для проведения публичных лекций для широкой общественности с целью реализации третьей миссии университета, в частности вовлечения в образовательную среду людей старшего поколения.