КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00795

Название«Нетипичное» детство как социальный феномен в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России

РуководительАфонькина Юлия Александровна, Доктор социологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Мурманский арктический университет", Мурманская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые словаСоциология нетипичности, нетипичное детство, дети с инвалидностью, социогенез, инклюзивный потенциал семьи, социальные барьеры инвалидности, инклюзивные процессы Евро-Арктического региона России

Код ГРНТИ04.51.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на теоретический и эмпирический анализ динамических процессов, обуславливающих социальные характеристики «нетипичного детства» в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России. Исследование детства в современной ситуации актуально в силу его специфических трансформаций, затрудняющих становление ребенка как социального субъекта, а свойства «нетипичности», которые общество приписывает детям социально-уязвимых категорий, еще более усугубляют названные процессы. Особую тревогу в современном обществе вызывает категория детей с инвалидностью, составляющих одну из наиболее сложных с точки зрения реализации своей субъектности в социуме. Несмотря на законодательно закрепленные равные прав всех без исключения граждан и инклюзивные ориентиры в нашей стране, актуализированные в последние десятилетия, дети с инвалидностью все еще сталкиваются со множеством препятствий для активного участия во всех аспектах жизни общества. Тем самым создается специфическое «обедненное» пространство детства, значительно затрудняя взросление детей с инвалидностью и становление как самостоятельных социальных субъектов, осложняется восприятие ребенка социумом как самоценной личности. Таким образом, воспроизводятся механизмы их исключения, составляя противовес развитию инклюзивных процессов и препятствуя повышению качества их жизни в современном социуме – одной их проблем, требующих решения, согласно плану основных мероприятий Десятилетия детства в нашей стране (Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.»). Данная проблема еще более усугубляется на арктических территориях Российской Федерации в связи с отставанием значений показателей качества жизни от общероссийских или средних по субъектам Российской Федерации, формирующих риски для развития Арктической зоны и обеспечения ее национальной безопасности (см. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»). Как следствие – отставание и неравномерность инклюзивных процессов на территориях арктического региона России, затрудняющих социализацию детей с инвалидностью. А в условиях пандемии по COVID-19 и связанными с ней ограничительными мерами формирование инклюзивных процессов не только замедлилось, но и поставило под угрозу показатели качества жизни «нетипичных детей», включая субъективные оценки благополучия и удовлетворенности индивидов. Исследование в данном направлении позволит систематизировать научные представления о феноменологии современного детства и его значимых характеристиках; углубить и дополнить концепцию «нетипичного детства» и внести весомый вклад в социологию нетипичности; выявить факторы, механизмы и закономерности социального конструирования детской инвалидности; специфику социальных ограничений и эксклюзии детей с инвалидностью в обществе на разных этапах социогенеза и в поле различных социальных институтов в условиях инклюзивных процессов Евро-Арктического региона России; понять механизмы расширения поля инклюзии в социум детей с инвалидностью и определить действенные пути и инструменты социального управления процессами взросления детей со свойствами «нетипичности». Результаты данного фундаментального исследования создадут теоретико-методологическую основу для разработки комплексных мер социальной политики по развитию социального потенциала и инклюзии детей с инвалидностью.

Ожидаемые результаты
По итогам реализации проекта будут получены следующие научные результаты: - дана оценка состоянию инклюзивных процессов и их тенденциям в Евро-Арктическом регионе России; - разработана методология исследования «нетипичного детства» как сложного динамического социального феномена; раскрыты социальные механизмы и закономерности его формирования в ходе развития инклюзивных процессов современного общества; - раскрыт инклюзивный потенциал социоструктурных, институциональных и социально-средовых условий и факторов вхождения детей с инвалидностью в социальное окружение и их плодотворного участия в жизни общества; определены возможные риски инклюзии детей с инвалидностью в процессе их социализации; - выявлены факторы эксклюзии и социальной маркировки, барьеры социальной интеграции, характеристики и варианты форм посредничества между детьми с инвалидностью и социальным миром, в условиях арктических территорий в европейской части России; - выявлен образ ребенка-инвалида среди сверстников и взрослого населения; - выявлена структура повседневной деятельности, практики и социальные роли детей, относящихся к «типичному» и «нетипичному детству» в разных социальных средах; влияние среды проживания и деятельности на социальную адаптацию детей с инвалидностью; - выявлены тенденции социогенеза детства на основе анализа взаимосвязи социализации и индивидуализации; углублена и расширена периодизация взросления лиц с инвалидностью, описаны преемственные линии данного процесса в разные возрастные периоды, разработаны критерии оценки социального возраста детей с инвалидностью; - типологизированы варианты достижения «нетипичными детьми» социальной зрелости в контексте актуальных тенденций развития общества; определены эффективные способы и индивидуальные варианты инклюзии детей с инвалидностью в разные социальные среды, определяемые сложным соотношением их социализации и индивидуализации как социальных субъектов и спецификой тенденций их социогенеза; - выявлены факторы личностной и социальной успешности и неуспешности детей с инвалидностью в период изменения «ландшафта» социальной реальности в условиях пандемии; - произведена оценка инклюзивного потенциала семьи ребенка с инвалидностью; уровень удовлетворенности качеством жизни семей с детьми, имеющими инвалидность, в условиях арктических территорий России; - разработана арктическая модель инклюзии, направленная на профилактику и преодоление состояния дезадаптации детей с инвалидностью Евро-Арктического региона России, с учетом специфики территории и субъектных особенностей данных детей. Проведённое исследование позволит разработать комплексных мер социальной политики по развитию социального потенциала и инклюзии «нетипичных детей» в Арктике, повышению качества жизни семей с детьми-инвалидами и повышению функциональности социальных институтов по включению детей с инвалидностью в общество. Обобщенный материал и полученные результаты внесут вклад в развитие теории и методологии исследований в предметных областях социологии нетипичности. Полученные выводы могут использоваться в дальнейших социологических исследованиях проблемы инвалидности в современном обществе, в практической деятельности региональных органов социальной защиты населения, образовательных и реабилитационных учреждений, в деятельности органов власти в процессе разработки и реализации целевых региональных программ, направленных на социальную защиту детства. Кроме того, результаты могут быть полезны при чтении курсов лекций в ходе подготовки специалистов в области социальной работы, социологии, дефектологии: «Социология инвалидности», «Социология детства», «Социология нетипичности», «Социальная работа с инвалидами» и т.п. Результаты за весь период исследования будут представлены не менее чем в 4-х публикациях статей в изданиях Web of Science Core Collection и (или) Scopus, не менее чем в 2-х публикациях в журналах из перечня ВАК и 2-х монографиях, не менее чем в 8 докладах на ведущих международных и/или всероссийских научных конференциях в Российской Федерации и/или за рубежом.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Проект ««Нетипичное» детство как социальный феномен в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России» посвящен фундаментальной исследованию компонентов сложного социального феномена «нетипичного детства». В отчетном году научным коллективом работа на теоретическом уровне были разработаны методологические основания исследования «нетипичного детства» как сложного динамического социального феномена и концептуализирован данный феномен «нетипичного детства»; раскрыты социальные механизмы и закономерности формирования в ходе развития инклюзивных процессов современного общества; выявлены особенности и тенденции инклюзивных процессов в отношении детей с инвалидностью в европейской части арктических территорий России. На эмпирическом уровне с помощью опроса специалистов учреждений науки и образования, специального образования, социального обслуживания и здравоохранения, культуры и спорта евро-арктических территорий России (Мурманская область, Ненецкий автономный округ, арктические территории Республик Карелия и Коми, Архангельская область) методом неформализованного глубинного интервью (n=31) были определены социальные барьеры и риски социальной интеграции, возможностей актуализации инклюзивного потенциала социальных сред, в которых происходит процесс социализации детей с инвалидностью; факторов вхождения детей с инвалидностью в социальное окружение, эксклюзии и маркировки, и дальнейших перспектив их плодотворного участия в жизни общества в условиях арктических территорий в европейской части России. С помощью анкетирования населения в возрасте от 18 до 78 лет (n=861), проживающего в Евро-Арктическом регионе России (Беломорский, Лоухский и Кемский районы Республики Карелия, городской округ Воркута Республики Коми, Архангельская область, включая Ненецкий АО, (города Архангельск, Новодвинск, Северодвинск, Мезенский, Онежский, Приморский районы, Новая Земля), Мурманская область), был выявлен образа ребенка-инвалида, а также барьеры взаимодействия населения с детьми, имеющими инвалидность. В результате проведенной научно-исследовательской работе были получены следующие научные результаты: 1. Разработана методология анализа «нетипичного детства», раскрывающая социальные аспекты нетипичности как обусловленные сложившимися нормами и правилами социальных институтов, способствующих социальной дистанции с «нетипичным» ребенком. 2. Раскрыты основные социальные механизмы формирования нетипичности в ходе развития инклюзивных процессов современного общества, выявлены отличия ребенка с инвалидностью от общепринятых преставлений о том, как должен взрослеть и социализироваться ребенок, воспринимаются окружающими как нетипичные характеристики, что обесценивает его в качестве самодостаточной и равноправной личности и требует со стороны представителей социума нежелательных для них изменений образа жизни, его ресурсного обеспечения и приобретения новых компетенций. 3. Уточнен и расширен категориальный аппарат исследования феномена нетипичности через концептуализацию понятия «нетипичное» детство, которое определяет роль, место и положение детей с инвалидностью в обществе в ходе развития процессов социальной инклюзии, будучи обусловленным специфическими условиями, в которых проходит детство ребенка, имеющего те или иные особенности, связанные с ограничением жизнедеятельности, в том числе приведшими к инвалидности. 5. Разработана авторская исследовательская методика, опирающаяся на концепцию нетипичности, и эмпирические индикаторы исследования значимых характеристик современного детства. 6. Дана оценка состояния инклюзивных процессов и их тенденций, инклюзивному потенциалу социальных сред, социоструктурных, институциональных и социально-средовым условиям и факторам вхождения детей с инвалидностью в социум и их участия в жизни общества в Евро-Арктическом регионе России. 7. Определены возможные риски и перспективы инклюзии детей с инвалидностью Евро-Арктического региона России в процессе их социализации. 8. Выявлен образ детей с инвалидностью и факторы их социальной маркировки. Образ ребенка с инвалидностью как «нетипичного» среди сверстников и взрослого населения характеризуется акцентированием его внешних отличий, имеет преимущественную эмоциональную окраску, связанную с переживанием по отношению к нему жалости. 9. Выявлены причины эксклюзии и маркировки ребенка с инвалидностью как «нетипичного», в качестве которых выступают его внешние отличия (внешность, речь и поведение), а также имеющиеся в современном обществе стереотипы и негативные представления о данных детях. 10. Определены перспективы дальнейшего формирования инклюзивных процессов. Главным фактором повышения инклюзивного потенциала социоструктурных, институциональных и социально-средовых условий плодотворной инклюзии и социализации детей с инвалидностью является одновременное движение в инклюзивном направлении во всех сферах, комплексно отвечая на инклюзивные запросы «нетипичного» ребенка и его окружения.

 

Публикации

1. Афонькина Ю.А Социальное отношение к «нетипичному» ребенку в региональных социумах евро-арктических территорий России Человек. Общество. Инклюзия, № 3 (51). С. 45-54 (год публикации - 2022)

2. Афонькина Ю.А. Отношение представителей регионального социума к «нетипичному» ребенку (на примере Мурманской области) Развитие Северо-Арктического региона: вопросы сохранения культурного наследия народов Арктики [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.Ю. Щипицина, Архангельск: САФУ, 2022. – 440 с. (год публикации - 2022)

3. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Готовность социальной среды для включения «нетипичного» ребенка в региональный социум евро-арктических территорий России Арктика и Север, № 49. С. 152-173 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2023.50

4. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Социальные эмоции представителей региональных социумов Евро-Арктических территорий России в отношении детей с инвалидностью Общество: социология, психология, педагогика, 2022. № 11. С. 16-23 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.1

5. Г.В. Жигунова, Ю.А. Афонькина Инклюзивные процессы в России в отношении «нетипичных» детей: историческая ретроспектива Вопросы истории, № 4-2. С. 70-85. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202304Statyi48

6. Жигунова Г.В. «Нетипичный» ребенок в представлениях населения Евро-Арктического региона России Развитие Северо-Арктического региона: вопросы сохранения культурного наследия народов Арктики [Электронный ресурс], Архангельск: САФУ, 2022. С. 81-85 (год публикации - 2022)

7. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Специфика «нетипичного» детства в ходе инклюзивных процессов на арктических территориях европейской части России Санкт-Петербург: Скифия-принт, СПб.: Скифия-принт, 2022. 184 с. (год публикации - 2022)

8. - Научные достижения учёных МАГУ Сайт, 08.02.2022 (год публикации - )

9. - Вышла в свет монография Ю.А. Афонькиной и Г.В. Жигуновой ВКонтакте, Группа "Содружество равных возможностей", 13.12.2022 (год публикации - )

10. - Информация о социологическом исследовании в г. Беломорске Сайт МАГУ, Мурманский арктический государственный университет: сайт, 22.03.2022 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проект «Нетипичное» детство как социальный феномен в условиях развития инклюзивных процессов на территории Евро-Арктического региона России» посвящен фундаментальному исследованию компонентов сложного социального феномена «нетипичного детства». В отчетном году научным коллективом были разработаны научно обоснованные критерии оценки социогенеза «нетипичных детей», анализа социальных ситуаций функционирования и развития современного ребенка с инвалидностью как социального субъекта, структуры повседневной деятельности, практик и социальных ролей «типичных» и «нетипичных детей» в разных социальных средах (семейной, образовательной, культурно-досуговой и рекреационной); типологизированы социальные ситуации функционирования и развития современного ребенка с инвалидностью как социального субъекта на территориях европейской части Евро-Арктической зоны Российской Федерации; определены тенденции социогенеза детства, преемственные линии данного процесса в разные возрастные периоды; определены социальные факторы и механизмы влияния среды проживания и деятельности на социальную адаптацию «нетипичных детей»; обоснованы эффективные способы и индивидуальные варианты их инклюзии в разных социальных средах с учетом специфики ведущих с точки зрения социогенеза в период детства социальных средах современного российского общества; раскрыта специфика нетипичности детства в Евро-Арктическом регионе России; определены и раскрыты условия преодоления различных форм нетипичности детства на территориях европейской части российской Арктики; разработаны механизмы и социальные закономерности повышения качества жизни детей с инвалидностью на территории АЗРФ через развитие инклюзивных процессов. В результате проведенной научно-исследовательской работы было обосновано, что нетипичное детство как социальный феномен содержит в себе все существующие социальные барьеры и проблемы реализации детьми детских практик в ходе их социализации, при этом под детскими практиками понимаются соответствующие возрастному детскому периоду игровая и практическая деятельность, направленная на формирование социальных навыков, усвоение ребенком социокультурного опыта и принятых в социуме одобряемых привычек поведения. Выявлено, что структура повседневной деятельности, практик и социальных ролей нормотипичных и «нетипичных» детей в условиях евро-арктических территорий имеет существенные отличия как по содержанию, разнообразию видов деятельности, так и по ее коммуникативной направленности. Повседневная деятельность и практики «нетипичных» детей отличаются обедненностью, узостью сфер активности, а их социальных роли – однообразием, что в совокупности, выступая социальными факторами влияния среды проживания и деятельности, затрудняет освоение ими социального репертуара поведения, приводя в итоге к социальной дезадаптации. Механизмами негативного влияния среды проживания и деятельности на социальную адаптацию «нетипичных детей» выступают ограничение их социальных функций, сужение социального контекста деятельности, трудности в освоении социальных регуляторов взаимодействий, что значительно осложняет их формирование как социальных субъектов. Раскрыта специфика влияния частных социальных сред в период детства на становление социальной субъектности, которая определяется: во-первых, содержанием и характером активности людей, включенных во взаимодействия с ними в частных социальных средах как акторов инклюзии, а во-вторых, разнообразием и совместностью повседневных практик. Выявлены преемственные линии социогенеза «нетипичного» ребенка в разные возрастные периоды: переход от внешней детерминации социального поведения к сочетанию внешних (средовых) и внутренних (субъектных) детерминант; актуализация средовых и субъектных мотиваторов включения; рост социальной самостоятельности и устойчивости потребности к включению; расширение поля самовыражения взрослеющего субъекта и изменение способов удовлетворения им своих социальных потребностей. Разработаны критерии оценки социального возраста детей с инвалидностью, в качестве которых выступают показатели их социальной субъектности: степень самостоятельности в ведущих для социогенеза в период детства социальных средах, позитивное самоотношение к себе как к субъекту специфически детских видов деятельности, адекватная оценка своих способностей, осознание своей социальной успешности, готовность и способность к принятию самостоятельных решений в повседневной жизни. Выделено поле дальнейших научных исследований в данном направлении. Типологизированы социальные ситуации функционирования и развития современного ребенка с инвалидностью как социального субъекта на территориях европейской части Евро-Арктической зоны Российской Федерации, отражающие факторы включения и исключения их как нетипичных субъектов из специфически детских видов деятельности и совместных с другими детьми практик: средовые и субъектные. Индивидуальные варианты инклюзии детей с инвалидностью в разные социальные среды, определяются сложным соотношением их социализации и индивидуализации как социальных субъектов, спецификой динамических тенденций их социогенеза и раскрываются через предложенный практико-ориентированный алгоритм их вариативного включения в специфически детские виды деятельности и практики в ведущих для каждого возраста социальных средах. На основе анализа и обобщения результатов исследования в качестве факторов личностной и социальной успешности и неуспешности детей с инвалидностью определены: позиция представителей ближайшего окружения в отношении ребенка с инвалидностью, качественное образование, насыщенный творческий досуг, увлечения, уровень толерантности в социуме. Данные факторы имеют решающую роль в том, чтобы детство «нетипичного» ребенка не имело характеристик нетипичности. Показана недостаточность потенциала семьи ребенка с инвалидностью, что снижает качество жизни «нетипичного» ребенка, приводя к дисфункциональности семейной среды. Факторами снижения инклюзивного потенциала семьи выступают бедность спектра семейный взаимодействий и их сфокусированность на бытовых делах, низкая эмоциональная поддержка, дистанцирование членов семьи от общих дел, центрированность взаимодействий на роли матери, несформированность семейных традиций, определенная изоляция семейной среды от других социальных сред. Условиями преодоления нетипичности в семьях с ребенком с инвалидностью выступают самоактуализация ребенка, активизация его самостоятельности, расширение круга общения, вовлечение в совместные детские практики, повышающие толерантность социума, системность и непрерывность инклюзивных мероприятий и практик, формирующих инклюзивный образ жизни. Разработана арктическая модель инклюзии «нетипичного ребенка», направленная на профилактику и преодоление состояний дезадаптации детей с инвалидностью с учетом специфики территории. Она включает инклюзивную вертикаль, представленную макро -, мезо – и микро-уровнем социальной реальности, и инклюзивную горизонталь, отражающую условия для объединения ресурсов акторов инклюзии. Данная модель показывает сложившийся на евро-арктических территориях России опыт включения «нетипичных» детей в инклюзивные процессы и имеющиеся барьеры полноценному проживанию ими периода детства. Определены эффективные способы и индивидуальные варианты их инклюзии в разных социальных средах с учетом специфики ведущих с точки зрения социогенеза в период детства социальных средах (семейной, образовательной, культурно-досуговой и рекреационной). Индивидуальные варианты инклюзии детей с инвалидностью в разные социальные среды, определяются сложным соотношением их социализации и индивидуализации как социальных субъектов, спецификой динамических тенденций их социогенеза и раскрываются через предложенный нами практико-ориентированный алгоритм их вариативного включения в специфически детские виды деятельности и практики в ведущих для каждого возраста социальных средах.

 

Публикации

1. Афонькина Ю. А., Жигунова Г. В. Ребенок с инвалидностью как субъект инклюзивных процессов Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, Том 16, №3 (год публикации - 2024)

2. Афонькина Ю.А. Дети с инвалидностью в образовательной среде Теория и практика общественного развития, № 11. С. 18-24 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.1

3. Жигунова Г.В. Социальный портрет ребенка с инвалидностью в представлениях населения евро-арктического региона России Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, Т. 31. № 1. С. 55-59 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32687/0869-866X-2023-31-1-55-59

4. Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. Социально-психологические факторы отношения жителей евро-арктических территорий России к «нетипичному» ребенку Социально-психологические аспекты профилактики и разрешения конфликтов, С. 82-88 (год публикации - 2023)

5. Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. Повседневные роли и практики «нетипичных» детей в условиях арктической зоны Российской Федерации Развитие Севера и Арктики: потенциал наставничества и инновации в социально-гуманитарной сфере, С. 58-61 (год публикации - 2023)

6. Жигунова Г.В., Афонькина Ю.А. “Atypical child” in an educational environment in the Murmansk region E3S Web of Conferences, - (год публикации - 2023)

7. Жигунова Г.В., Сирош А.А. Доступная среда в разрезе субъектов евро-арктического региона Россия: центр и регионы, Выпуск 29. С. 219-225 (год публикации - 2023)

8. Афонькина Ю. А., Жигунова Г. В. Ребенок с инвалидностью как субъект нетипичного детства в условиях евро-арктических территорий России Ребенок с инвалидностью как субъект нетипичного детства в условиях евро-арктических территорий России: монография. Красноярск : Научно-инновационный центр, 119 с. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Полученные результаты проекта могут быть использованы в социальной сфере для эффективного управления развитием инклюзивных процессов с учетом региональной специфики на Евро-Арктических территориях России; прогнозирования возможных рисков, необходимой ресурсной обеспеченности разных социальных сред, ведущих для периода детства; для проектирования оказания адресной специальной комплексной помощи «нетипичному» ребенку и его семье в социализации и социальной адаптации с целью повышения качества жизни. Разработанные социальные механизмы преодоления нетипичности детства ребенка с инвалидностью и авторская арктическая модель инклюзии «нетипичного» ребенка призваны на профилактику и преодоление состояний дезадаптации детей с инвалидностью с учетом специфики территории, формирование вариативных образов социальной инклюзии с учетом специальных и общечеловеческих потребностей детей с инвалидностью как социальных субъектов, их микросоциального окружения, специфики территории проживания, что соответствует социальным запросам современного времени. Таким образом, создается альтернатива стихийной инклюзии, осложняющей полноценное проживание детства ребенком с инвалидностью.