КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00972

НазваниеИерархическая модель стресса: структурные особенности в детском и подростковом возрасте

РуководительХарламенкова Наталья Евгеньевна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаАктуальный стресс, ребенок, подросток, осознаваемые и неосознаваемые аспекты стресса, иерархическая модель стресса, самооценка стресса, представление о стрессе, социальная поддержка, стратегии совладания.

Код ГРНТИ15.31.31


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проблема стресса в детском и подростковом возрасте является актуальной, но практически неразработанной темой исследования. Основное внимание в истории изучения психологии стресса уделялось оценке его интенсивности у взрослых людей и, преимущественно, — в контексте профессиональной деятельности. Общая задача исследования состоит в изучении проявлений актуального стресса у детей 8-11 и подростков 12-15 лет при осуществлении контроля за уровнем его осознанности и учетом типа объекта, на который переносятся (проецируются) переживания. Гипотетически представленная иерархическая модель стресса в ее соотношении с системой внутренних (копинг-стратегии) и внешних (социальная поддержка) ресурсов совладания с ним будет верифицирована на истинность в ходе проведения теоретико-эмпирического исследования. Возрастные и индивидуально-психологические различия в переживании стресса детьми и подростками, соответствие осознаваемых и неосознаваемых аспектов стресса и возможностей ребенка справиться с ним станут основой для построения гипотетической модели предикторов посттравматического, т.е. отсрочено переживаемого стресса.

Ожидаемые результаты
Цель исследования состоит в изучении особенностей переживания стресса в детском и подростковом возрасте. Представлена гипотетическая модель стресса, которую предполагается верифицировать в ходе проведения теоретико-эмпирического исследования. Ожидается, что будут выделены уровни стрессовых переживаний, в том числе осознаваемые и неосознаваемые переживания. Иерархическая модель стресса будет соотнесена с системой внешних и внутренних ресурсов; определены сходство и различия в структурных особенностях стресса у детей и подростков, а также в представлении о стрессе людей разного возраста. Фундаментальным результатом исследования станет обоснование связи между актуально переживаемым стрессом и его психологическими последствиями — посттравматическим стрессом.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
По результатам исследования, проведенного в 2022 г. в рамках проекта «Иерархическая модель стресса: структурные особенности в детском и подростковом возрасте», теоретически обоснованы социально-психологические конструкты «оставленности» и «вовлеченности», характеризующие переживание ребенком повседневного и травматического стресса. Показано, что феноменология «оставленности» проявляется в социальных ситуациях, которые считаются нормативными (например, воспитание ребенка прародителями). Вызванный ими стресс, касается отношений родитель—ребенок, в которых происходит искажение ролевой структуры семьи, возникает ограничение эмоционального контакта ребенка с отцом и матерью. Стресс ребенка проявляется в виде реакции на чувство «оставленности», что в совокупности влияет на формирование индивидуального опыта и своего места в личной и семейной истории, на построение межличностных отношений и чувство уверенности в себе. В целом «оставленность» понимается как переживание разной степени эмоциональной отстраненности, ненужности, невключенность ребенка в привычные нормативные (социальные) отношения, которая связана с нивелированием или искажением взрослым социальных ролей ребенка (ролевой структуры взаимодействия) и ослаблением эмоциональных и коммуникативных связей в рамках этого взаимодействия. В отличие от конструкта «оставленность», «вовлеченность» трактуется как принудительное физическое или эмоциональное включение ребенка в ненормативные социальные отношения, предполагающее выполнение им атипичной социальной роли и возложение на него сопутствующих этой роли обязательств, не соответствующих уровню физической, социальной и психической зрелости ребенка. Вовлеченность проявляется в ситуациях воздействия на человека стрессоров высокой интенсивности (эмоциональное, физическое, сексуальное насилие, угрожающее жизни заболевание у взрослого, военные действия, и др.). Теоретический анализ проблемы детского стресса и проведение эмпирического исследования позволили проверить одну из гипотез, подтверждающих актуальность концептуализации детских переживаний в виде создания иерархической модели стресса. На выборке детей (n=132) в возрасте 8-12 лет — 61 девочка и 71 мальчик, было верифицировано предположение о наибольшем соответствии самооценки и косвенной оценки стресса у детей младшего школьного возраста в случае, когда стресс косвенно оценивается как негативное состояние. Предполагалось, что при косвенной характеристике стресса как позитивного состояния его прямая оценка ребенком окажется ниже, чем у детей, оценивающих стресс как негативное явление. Косвенная оценка стресса измерялась с помощью проективной методики «Цветовой тест отношений» (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда; самооценка стресса (прямая оценка) измерялась с помощью детского варианта «Шкалы воспринимаемого стресса» (ШВС-Д). В исследовании были использованы и другие методики. Результаты исследования показали, что дети в возрасте 8-12 лет способны оценивать стресс дифференцированно: негативно – как дистресс, и позитивно – как эустресс. В зависимости от степени актуальности стрессовой ситуации для ребенка и негативной ее косвенной оценки показатели самооценки стресса меняются. У детей, воспринимающих стресс как актуальную для них ситуацию, при косвенной оценке стресса как негативного события, самооценка стресса оказывается на высоком уровне; если стрессовая ситуация косвенно оценивается как позитивное событие, самооценка стресса ребенком не достигает средних значений по выборке, оказывается низкой. При этом позитивная оценка стресса может выступать и показателем успешного с ним совладания, и говорить о психологических защитах, препятствующих преодолению ребенком чувства тревоги и состояния напряжения.

 

Публикации

1. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте - феномены "оставленности" и "вовлеченности" Клиническая и специальная психология, № 3.Том 11. C. 71–96. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/cpse.2022110303

2. Дымова Е.Н., Никитина Д.А. Удовлетворенность социальной поддержкой и восприятие стрессовой ситуации младшими школьниками ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, стр.847-849 (год публикации - 2022)

3. Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Социальная поддержка при разном уровне стресса у учащихся младших классов Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, 18–21 октября 2022 года, - (год публикации - 2022)

4. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Уровень стресса и косвенные показатели эмоционального состояния ребенка Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, 18-21 октября 2022 года, - (год публикации - 2022)

5. Харламенкова Н.Е., Шаталова Н.Е. Эмоциональная оценка жизненных ситуаций детьми 8-12 лет ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, стр. 614-616 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
С целью построения иерархической модели стресса в детском и подростковом возрасте теоретически осмыслены и гипотетически выделены основные уровни стресса: неосознаваемые уровни переживаний (уровень проекции стресса на несуществующий живой объект и уровень проекции стресса на существующий живой объект) и осознаваемые уровни (уровень самооценки стрессового состояния и уровень рациональной оценки стрессового состояния). Рациональная оценка стресса осуществлена с помощью анкет «Стресс», на вопросы которых отвечали дети, подростки и взрослые. Общая выборка исследования 243 чел.: 88 детей 10-11 лет, 55 подростков 12-15 лет, 100 чел. взрослых 23-72 лет. Оценка взрослыми переживаний детей частично совпала с оценкой самих детей, прежде всего, в переживании ребенком чувства страха в стрессовой ситуации. Стресс подростка взрослый связывает с переживанием раздражения и грусти, а подросток – с тревожностью, страхом и обидой. Взрослые респонденты склонны приписывать детям и подросткам такие способы совладания со стрессом, как обращение за поддержкой к родителям, другим значимым взрослым и друзьям, отвлечение и разрядка, тогда как дети выбирают отвлечение, помощь друзей и решение проблем, что типично и для подростков. Основное исследование проведено на выборке детей 8-11 лет (n=138 чел.) и подростков 12-14 лет (n=106 чел.). Использовались методики: Шкала воспринимаемого стресса для детей, Цветовой тест отношений (ЦТО), тест Розенцвейга, тест Рисунок несуществующего животного. Процедура исследования предполагала использование ЦТО при работе со всеми методиками, что позволило сопоставить данные разных тестов между собой. Выделены типичные стрессовые ситуации: эмоциогенная ситуация; непривычная, незнакомая ситуация; ситуация оценки; ощущение беспомощности; утрата; ссоры, конфликты; несправедливость, пристрастность; кражи; природные явления и другие происшествия; покинутость, оставленность; травма, болезнь. Доказано, что вне зависимости от возраста и уровня дистресса в качестве стрессовой чаще всего упоминаются ситуации оценки и беспомощности. При анализе возрастных различий оказалось, что дети, испытывающие дистресс, чаще упоминают ситуацию утраты, а подростки — переживание покинутости и оставленности. Для построения иерархической модели стресса был проведен анализ типичных оценок стрессовой и тревожной ситуаций детьми и подростками; использовались различные методические средства, которые позволили дифференцировать оценки по уровню их осознанности. Показано, что при отсутствии контроля фактора «возраст» стрессовая и тревожная ситуации однозначно оцениваются как негативные и незначимые для ребенка и подростка на сознательном уровне; снижение уровня осознанности ответов сопровождается появлением вариативности в переживании стресса и тревоги как детьми, так и подростками. Анализ возрастных различий позволил дифференцировать детский и подростковый стресс: на сознательном уровне дети оценивают стресс либо как позитивный и актуальный для них, либо как негативный и неактуальный, а подростки уже на этом уровне анализа склонны оценивать стрессовую и тревожную ситуации вариативно. Учет уровня переживаемого ребенком и подростком стресса позволил продемонстрировать у ребенка — инверсию однозначности/вариативности оценок стресса соответственно на сознательном и неосознаваемом уровнях, а у подростка — регресс на сознательном уровне к нетипичным для его возраста характеристикам стресса как безусловно негативного и неактуального состояния. Определены маркеры развития травматического и посттравматического стресса, которыми являются типы переживаемых детьми разного возраста стрессовых ситуаций (например, ситуация оставленности) и недостаточные для защиты от стресса ресурсы совладания с ним.

 

Публикации

1. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого -, - (год публикации - )

2. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Стресс и антистресс в представлении ребенка и взрослого Человек, Том 34, № 4, с.76-96 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S023620070027354-6

3. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Дымова Е.Н., Шаталова Н.Е. Самооценка и косвенная оценка стресса и стрессовой ситуации детьми 8-12 лет Психология. Журнал Высшей школы экономики, Том 20, № 1, с.151-167 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-1-151-167

4. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Переживание стресса оставленности и беспомощности в подростковом возрасте Психологический журнал, - (год публикации - 2024)

5. Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Самопринятие и социальная поддержка младших школьников с разным уровнем стресса Вестник БФУ им. И.Канта. Серия филология, педагогика, психология, - (год публикации - 2024)

6. Дымова Е.Н. Особенности копинг-стратегий подростков при разной социальной поддержке ЧЕЛОВЕК, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14 октября 2023 г., Москва, с. 1157-1161 (год публикации - 2023)

7. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Представление о стрессе в детском и подростковом возрасте Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник материалов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Казань, 8-10 ноября 2023 г., с. 661-665 (год публикации - 2023)

8. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ОТЦОМ И МАТЕРЬЮ И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ СТРЕССА ПОДРОСТКАМИ 12-14 ЛЕТ Сборник материалов Международной научно практической конференции «Ананьевские чтения — 2023. Человек в современном мире: потенциалы и перспективы психологии развития» (18–20 октября 2023 года)., - (год публикации - 2023)

9. Шаталова Н.Е. Представления взрослых о способах совладания со стрессом у подростков и копинг-стратегии подростков Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Сборник материалов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Казань, 8-10 ноября 2023 г., с. 715-719 (год публикации - 2023)

10. Шаталова Н.Е. Представления мужчин и женщин о стилях и способах совладания со стрессом у детей 8-12 лет и подростков ЧЕЛОВЕК, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12–14 октября 2023 г., Москва, с. 1248-1253 (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Известный в науке факт (эксперименты Г. Селье и его последователей, современные научные разработки) подтверждает наличие тесной связи между переживанием острого стрессового состояния и симптомами психического и физического истощения, признаками нарушения нормальной жизнедеятельности субъекта. Результаты настоящего исследования, свидетельствуя о достоверности этого факта, открывают новые возможности для понимания закономерностей переживания стресса, обозначая сферы их применимости на практике. Опыт переживания стресса в детском и подростковом возрасте во многом определяет успешность функционирования и психологическое благополучие человека в дальнейшем — в периоды юности, ранней и поздней взрослости. Осведомленность о том, какие жизненные трудности могут повлиять на ребенка кардинальным образом, и какие протективные меры борьбы с негативными психологическими последствиями переживания стресса должны быть во время предприняты, обеспечат ребенку психологическую защиту в будущем. Одним из важных результатов, который имеет очевидную практическую ценность, является знание о том, что дети, испытывающие дистресс, чаще упоминают ситуацию утраты, а подростки — переживание покинутости и оставленности. Травма утраты в детском возрасте глубоко ранит ребенка, поэтому задача взрослого состоит в осуществлении психологической, лучше — профессиональной, помощи ребенку в подобной ситуации. Ситуация оставленности детей на попечении прародителей, социальных работников, нянь и др., может не вызывать у взрослых серьезных переживаний, однако, как показали наши исследования, последствия социальной и эмоциональной оставленности крайне травматичны, и вследствие нарастания такой практики в обществе, способны привести к появлению негативных последствий воздействия этого стрессора у целого поколения людей — поколения оставленных. Другим результатом, имеющим практическую значимость, является полученное в исследовании представление о различиях в переживании стресса у ребенка и подростка на разных уровнях его осознания. На сознательном уровне ребенок воспринимает стресс амбивалентно, т. е. практически однозначно, а подросток — вариативно; на неосознаваемом уровне степень вариативности в оценках стресса высока в обеих возрастных группах. Данные показали, что при высоком стрессе, ребенок начинает вариативно оценивать стресс уже на сознательном уровне, а подросток регрессирует к однозначной оценке стресса как негативного явления. Опасность подобных изменений состоит в том, что ребенок лишается стереотипов, помогающих ему ориентироваться в пространстве жизненных событий, а подросток начинает оценивать мир как безусловно опасный. В качестве практических рекомендаций важно, как нам кажется, понимать, что в трудных обстоятельствах жизни, ребенка нельзя ставить в ситуацию выбора, как именно относиться к этим обстоятельствам, а подростка, наоборот, лишать этого выбора, препятствовать возможности оценивать трудности и с точки зрения их вреда, и с точки зрения их пользы. Интерес представляет результат, касающийся способов совладания со стрессом. Данные показывают, что и дети, и подростки, обращаются к разным копинг-стратегиям, успешно применяя стратегию Отвлечения, иногда Игнорирования проблемы, а также Эмоциональной регуляции, Решения проблем и проч. Значительное рассогласование в выборе копинга Социальная поддержка обнаружено при сопоставлении данных осознанного и неосознаваемого выбора этой стратегии в работе с психодиагностическими методами. При формировании пакета рекомендаций следует обратить внимание на осознанное игнорирование социальной поддержки ребенком и, в какой-то степени — подростком, и на неосознанное предпочтение этой стратегии детьми обоих возрастов. По-видимому эмоциональная холодность взрослого и неумение помочь детям разного возраста в решении их проблем, создают основания для формирования подобного внутреннего конфликта. Именно поэтому практика предотвращения психологических последствий переживания детского и подросткового стресса должна быть осуществлена в контексте проведения просветительских бесед и лекций с родителями и другими значимыми для ребенка людьми, а в острых случаях — при непосредственном участии детей и родителей в системной семейной психотерапии.