«Это важно знать из-за тесного соседства рукокрылых с человеком в этот период, – поясняет автор научной статьи, ассистент кафедры «Биология и общая патология» факультета «Биоинженерия и ветеринарная медицина» ДГТУ Игорь Попов. – Ростовская область очень привлекательна для рукокрылых как аграрный регион, дающий хорошую кормовую базу в виде разнообразных насекомых-вредителей. Рост урбанизации привел к тому, что летучие мыши все чаще устраиваются на гибернацию в городской черте. Вы даже можете не знать о том, что они устроились для спячки под сливом вашего подоконника, в щели балкона или на чердаке».
Исследование проводилось на базе Центра рукокрылых реабилитации ДГТУ. Здесь спасают летучих мышей, которые лишились места для зимовки или по тем или иным причинам вышли из состояния гибернации раньше назначенного природой срока – теплых весенних месяцев. Рукокрылых приносят ростовчане, которые обнаруживают их на своих чердаках, в дымоходах, производственных помещениях или на городских тротуарах. Объектом изучения стали особи вида Nyctalus noctula, более известного жителям Ростовской области как рыжая вечерница – это самая распространенная летучая мышь на Дону.
Для того чтобы оценить, как низкая температура тела и длительный зимний сон влияют на состав и количество кишечных бактерий, ученые ДГТУ провели исследование в три этапа: осенью – до гибернации, во время зимней спячки и весной – уже после пробуждения животных. Работа велась в сотрудничестве с коллегами из НИИ микробиологии и паразитологии Роспотребнадзора, которые имеют большой опыт бактериологических исследований. Результаты вселяют оптимизм: с точки зрения бактериологической угрозы, спящие на чердаке летучие мыши малоопасны. Хотя для самих рукокрылых такое неестественное соседство представляет немалые риски.
«Бактериологическое разнообразие микробиоты кишечника летучих мышей во время гибернации заметно снижается. Это было ожидаемо: в таком состоянии летучие мыши не получают пищу, у них снижается температура тела, – рассказал Игорь Попов. – Но что интересно: во время спячки у этих животных уменьшается еще и доля условно-патогенных бактерий. Мы наблюдали большое количество условно-патогенных микроорганизмов в микробиоте кишечника активных летучих мышей, которые только что прибыли в реабилитационный центр – вероятно, животные получили их из окружающей среды. Но во время гибернации условно-патогенные бактерии вытесняются нормальной микробиотой – комменсальными микроорганизмами, играющими важную роль в поддержании и защите здоровья животного».
Несмотря на то, что в микробиоте кишечника рукокрылых, находящихся в состоянии спячки, не обнаружены возбудители особо опасных инфекций, которые могли бы нести угрозу здоровью человека, авторы научной работы акцентируют: полученные выводы вовсе не означают, что летучие мыши не представляют биологической опасности, как и любое дикое животное, соседствующее с человеком.
«Если вы обнаружили рукокрылых и при извлечении летучих мышей из-под крыши чердака или заброшенного здания есть риск их травмировать, а вам такое соседство не мешает, то обнаруженных «соседей» стоит оставить в покое – как подтверждают наши исследования, серьезной угрозы такое соседство не несет. В любом другом случае постарайтесь связаться с нашими специалистами, они извлекут животных и заберут в особые условия, – просят сотрудники Центра реабилитации рукокрылых ДГТУ. – В естественных условиях не все животные выживают после гибернации, на чердаке этот процент может увеличиться. Но то, что летучая мышь забралась к вам на чердак, совершенно не означает, что она сможет оттуда выбраться. Особенно если проснется раньше времени из-за заработавшей системы отопления или других факторов».
Процент выживаемости кратно увеличивается под присмотром специалистов: они при необходимости докармливают и лечат летучих мышей, а во время гибернации, которая проходит в максимально комфортных условиях – в холоде и темноте, еженедельно контролируют массу тела. Важным побочным выводом научной работы ветеринаров и биологов ДГТУ стало подтверждение их тактики по реабилитации рукокрылых: помощь в обустройстве гибернации для этих животных оказалась эффективной для оздоровления как отдельных особей, так и популяции в целом.