Новости

3 декабря, 2020 09:16

«Шекспир – это Шекспир»: люди повторяют имена для подтверждения своих слов и внесения дополнительных смыслов

Ученые из России и Испании выяснили, что, если имена собственные используются в составе повторов, они получают дополнительный смысл. Такие повторы помогают говорящему доказать достоверность информации и объяснить какие-либо факты о носителе имени. Подробнее с исследованием можно ознакомиться в журнале Language & Communication. Исследование поддержано грантом Президентской программы Российского научного фонда (РНФ).
Авторы исследования Елена Вилинбахова (слева) и Виктория Эскандель-Видаль (справа). Источник: Елена Вилинбахова

«По нашим данным, наиболее распространенная роль тавтологий в текстах — это показатель достоверности информации. Если тавтология используется до или сразу после некоторого суждения говорящего о носителе имени, то это суждение получает статус общеизвестной истины, поскольку тавтология всегда истинна по определению. В некоторых языках, например индейских племен Южной Америки, в качестве показателей достоверности информации используются специальные языковые элементы, называемые эвиденциальными маркерами. В языках, где их нет, например русском, английском или испанском, эту роль могут исполнять повторы. Они также используются в качестве объяснений — например оправдания определенных поступков носителя имени. Кроме того, их часто применяют как самый сильный, решающий аргумент в конце фрагмента текста», — пояснила Елена Вилинбахова, один из авторов исследования, руководитель проекта по гранту РНФ, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания Санкт-Петербургского государственного университета.

В европейской традиции имена собственные, например Иванов, Петров, Сидоров, не имеют языкового значения. Их не встретишь в толковых словарях, потому что они указывают на своего обладателя напрямую, но не описывают его свойства. Эта позиция не только распространена в философии и лингвистике, но и отражена в литературе, как у Льюиса Кэрролла в его книге «Алиса в Зазеркалье»: «Меня зовут Алиса, а... — Какое глупое имя! — нетерпеливо прервал ее Шалтай. ... — Что оно значит? — Разве имя должно что-то значить? — проговорила Алиса с сомнением».

Тем не менее, иногда имена могут передавать дополнительный смысл. Например, их используют в ситуации, когда что-то должно быть сделано, но не сделано, или, наоборот, сделано что-то, чего делать было не надо: «А за квартиру Пушкин платить будет?». Также имена воплощают различные профессии: сыщика могут назвать Шерлоком Холмсом, а няню — Ариной Родионовной.

Лингвисты из Санкт-Петербургского государственного университета и Мадридского университета Комплутенсе изучили еще один класс употреблений, когда имена получают новое значение. Это тавтологии с именами собственными, как, например, «Черчилль есть Черчилль» или «Эйнштейн — это Эйнштейн». Оказалось, что несмотря на глубокую изученность, с одной стороны, повторов, а с другой стороны, имен собственных, пересечение этих двух областей исследовано крайне слабо, хотя люди активно их используют. В случае обсуждения знаменитостей такой прием актуален в разговоре о личной и творческой жизни человека, когда сначала указывается просто имя, а при следующем упоминании имеются в виду его достижения. Например, Игнаций Падеревский был знаменитым пианистом и одновременно государственным деятелем. Люди, знавшие его только в одной профессиональной области, в спорах друг с другом удивлялись, когда приходили к выводу, что «Падеревский действительно Падеревский», имея в виду, что «тот самый Падеревский, знаменитый пианист, является также и политиком», или наоборот.

23 апреля, 2024
Люди каменного века умели использовать окружающий ландшафт для своих целей
Ученые впервые подробно описали рельеф местности на момент обитания людей на стоянках Быки на терр...
22 апреля, 2024
Новая математическая функция поможет на 20% точнее классифицировать биомедицинские сигналы и диагностировать заболевания мозга
Энтропия сигнала — это показатель, который служит своеобразным отпечатком индивидуальности. Класси...