РНФ
Архитектура
российской науки
Проект Российского научного фонда о науке и архитектуре
Вступление
I.
Барокко
II.
Классицизм
III.
Ампир
IV.
Эклектика
V.
Модерн
VI.
Неоклассицизм
VII.
Конструктивизм
VIII.
Освоение классического наследия
IX.
Модернизм
X.
Современная архитектура
Вступление

На первый взгляд может показаться, что наука и искусство бесконечно далеки друг от друга. Но так ли это? Еще Лев Толстой, указывая на родство этих двух сфер деятельности человека, писал, что они «так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце». И действительно, науку и искусство объединяет общий фундамент – неутолимая потребность людей в познании и преображении окружающего мира.

Технический прогресс трансформирует мир вокруг нас, а искусство помогает человечеству осмыслить эти изменения с помощью художественных образов. При этом достижения обеих сфер никуда не исчезают – напротив, они остаются незаметно вплетены в повседневную жизнь и становятся основой для очередной ступени развития. В нашем материале мы предлагаем отправиться в увлекательное путешествие по историческим эпохам и взглянуть на прошлое через призму архитектуры, в которой наука и искусство сплетаются особенно тесно. Для этого мы выбрали здания научных институтов и университетов – домов, в которых рождается и живет наука.

Как и любое творчество, наша подборка субъективна и не носит исчерпывающий характер. Однако мы постарались выбрать наиболее интересные образцы различных архитектурных стилей и погрузить их в исторический и культурный контекст.

I. Барокко

Художественный стиль барокко зародился в Италии, преимущественно в архитектуре Рима, во второй половине XVI века. Считается, что словом barocco португальские моряки, а после ювелиры называли жемчужины неправильной формы. Столетие спустя итальянцы переняли этот термин и начали именовать им здания, принадлежавшие к новому экспрессивному течению.

Корни барокко уходят в эпоху контрреформации, когда католическая церковь решила восстановить свои пошатнувшиеся позиции и обратилась к верующим через архитектуру и искусство с откровенно эмоциональным и чувственным посланием. Новый экстравагантный стиль разительно контрастировал со строгим и скромным стилем протестантских церквей и быстро распространился из центральной Италии во Францию, Австрию и другие страны. Архитектуру барокко отличала прежде всего динамичность, которая достигалась через изгибающиеся плавные линии с резкими поворотами, игру выпуклых и вогнутых поверхностей фасадов, противопоставление и взаимопроникновение пространств. Другой характерной особенностью стали пышность, торжественность и богатый декор — стены зданий буквально утопали в лепнине и росписях, в которых смешивались библейские и античные сюжеты.

В архитектуре барокко наблюдаются тонкие, но все же заметные отличия в зависимости от страны. В России в ней находят отражение традиции русского зодчества. С одной стороны, мастера были очарованы обаянием экспрессивного стиля и стремились ему подражать, но, с другой стороны, сложность композиции и отсутствие строгих правил затрудняли этот процесс. Поэтому русскому барокко присуща большая простота и структурность по сравнению с европейским.

Кроме того, наблюдаются отличия и в деталях. Так, основным материалом для отделки фасадов служил не камень, как на Западе, а штукатурка и гипс, которые можно было красить. Для стен в основном использовались яркие и контрастные цвета — желтый, зеленый, охристо-красный, лазурно-голубой, для деталей — белый и позолота. Поэтому здания русского барокко выглядят особенно нарядными.

В декоре преобладали местные традиции. Если в Европе мастера обращались к мистическим знакам и символам, то в России чаще встречаются лепные орнаменты, гирлянды, раковины, фигуры купидонов, маски и обрамленные завитками щиты (картуши). При этом декор исполнялся лепщиками прямо на месте, по рисункам архитектора, благодаря чему детали приобретали особую индивидуальность.

Российская наука в период архитектуры барокко

До XVIII века в России науки как социального института не существовало, хотя люди, безусловно, накапливали знания об окружающем мире. Так, еще при Иване Грозном развивались геометрия и география, металловедение и механика. Появились первые научные центры, самым известным их них по праву считается Славяно-греко-латинская академия, из стен которой вышло много известных выпускников. Кроме того, изучалась медицина — так, в 1632 году уже существовал Аптекарский приказ. Однако это был достаточно неорганизованный процесс, и, кроме того, внимание в основном уделялось практическому применению знаний.

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, вид со стороны Невы. Фото: Ad Meskens / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-4.0

В XVIII веке все изменилось. Петр I создал знаменитую Кунсткамеру, а также приказал основать Академию наук, «дабы науки размножены и в лутчее состояние приведены были», чем привел в шок просвещенных иностранцев. В письме к графу Алексею Разумовскому философ и литератор Жозеф де Местр писал: « Самые ученые академии Европы, такие, как Парижская Академия, Лондонское королевское Общество, Академия del Cimento во Флоренции, и т. д., все начинали как свободные собрания частных лиц, объединенных любовью к наукам. Через некоторое время государь, предупрежденный общественным признанием, давал им право на гражданское существование своим патентом; вот как образовались академии. Везде их учреждали, поскольку ученые были налицо, и никогда — в надежде ими обзавестись. Большая глупость — тратить громадные суммы на клетку для феникса, пока неизвестно, прилетит ли он». Однако именно за счет того, что в России Академия наук была создана «сверху», условия в ней были даже благоприятнее, чем в Европе.

Создание Академии положило начало институционализации науки. Тогда же в Россию были приглашены ведущие иностранные ученые. В первые десятилетия работа велась в основном по трем направлениям: математическому, физическому (естественному) и гуманитарному. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты.

С момента основания Академии наук в ней трудились многие известные ученые Европы. Среди них — Леонард Эйлер, великий математик, соединивший анализ, алгебру, геометрию, тригонометрию, теорию чисел в единую систему, и Каспар Фридрих Вольф, один из основоположников учения о развитии организмов. Учеными закладывались основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России, развивались геодезия и картография. В 1745 году был создан первый атлас Российской империи.

"Привилегия на Академию" или "Академическая Привилегия" на открытие Славяно-Греко-Латинской Академии. Источник: Profes.inter / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0 Обучение в Славяно-Греко-Латинской Академии. Фото: Wikimedia Commons Башня здания Кунсткамеры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Фото: А.Савин / Wikimedia Commons
Санкт-Петербургский государственный университет

Ярким примером стиля барокко можно назвать здание Двенадцати коллегий. Сегодня это одно из самых старых сооружений не только на Васильевском острове, но и во всем городе. Оно было построено в 1722—1742 годы для размещения петровских коллегий — центральных органов отраслевого управления в Российской империи — и объединяет двенадцать одинаковых самостоятельных корпусов (оттуда и название).



Изначально стены здания были окрашены в оранжево-красный цвет и украшены белыми пилястрам. По бокам фронтонов находились скульптуры, а в центре — эмблемы соответствующих коллегий. Со временем облик архитектурного сооружения изменился: исчезли украшения в стиле барокко, из ниш были убраны статуи. 



Сегодня здесь находится Главное здание одного из ведущих учебных заведений страны — Санкт-Петербургского государственного университета. По грантам РНФ здесь ведется широкий спектр исследований. Кроме того, СПбГУ вошел в топ-10 организаций по количеству по количеству грантов Фонда в 2020 году.

Российский государственный гуманитарный университет
Московский печатный двор, Никольская улица 15, Москва. Фото: Ludvig14 / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0

Другой пример — здание Синодальной типографии, где сегодня находится Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета. В стиле барокко выполнены фасады со стороны внутреннего двора. Сегодня по грантам РНФ сотрудники РГГУ ведут исследования в области истории и лингвистики.

II. Классицизм
Портрет Екатерины II. Ф.С. Рокотов. Фото: Wikimedia Commons Портрет Петра III. Пфанцельт (Пфандцельт, Фанцельт), Лукас Конрад, Германия, 1761 г. Фото: Wikimedia Commons

Если барокко был сложным и «роскошным» стилем, то классицизм ­— стиль ясный, логичный и простой. Такая резкая смена вкусовых предпочтений отражала социальный перелом, происходивший в России. В 1762 году Петр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»: впервые в истории привилегированное сословие было освобождено от обязательной гражданской и военной службы. Это позволило дворянам сконцентрироваться на общественной деятельности и заняться обустройством своих усадеб. Позднее Екатерина II — супруга Петра III, сменившая его на престоле, — также провела административную реформу, благодаря которой городские власти получили больше прав. Зародилось городское самоуправление, что, в свою очередь, потребовало строительства новых типов общественных сооружений — присутственных мест, судов, казначейств. Барокко не слишком подходил для этой задачи из-за объема декора и, как следствие, дороговизны. И, наконец, в XVIII веке началась постепенная урбанизация. 

Вместе с тем вторая половина XVIII века — это время, когда развиваются науки, культура, образование. И культу Истины и Разума намного больше отвечал классицизм с его «благородной простотой» и рациональностью. Поэтому в архитектуру вновь приходят порядок и покой, а мастера берут на вооружение классические формы античности. Параллельно в России происходит мощный патриотический подъем, который был вызван победами в русско-шведской и Отечественной войнах. Это усиливает патетические ноты в архитектурных образах, а воинская доблесть становится одним из ведущих сюжетов. 

Конечно, далеко не каждое здание возводилось с учетом таких возвышенных настроений и идеалов. Например, среднего достатка помещик не мог себе позволить услуги профессионального архитектора, поэтому дворянские усадьбы часто строились силами крепостных в подражание популярному стилю. Общественные же сооружения возводились по государственному заказу, и здесь последнее слово оставалось за императором.

Здания в стиле классицизма отличаются строгой геометрией, монументальностью и простотой форм. Таким образом в архитектуре отразилась общая тяга культуры к идеализации действительности. Но «простота» классицизма — это вовсе не примитивность. Несмотря на то, что стены больше не изобилуют декором, каждая деталь, каждый акцент вписываются в сложную систему.

Снаружи стены по-прежнему отделываются штукатуркой, но вот цветовая гамма становится более сдержанной: теперь предпочтение отдается бежевым, серым, палевым и охристым тонам. Форма планов чаще всего имела форму параллелепипеда, фасады —  трехчастное членение. 

Российская наука в период архитектуры классицизма

В России вторая половина XVIII века – эпоха Просвещения. Развивается образование, открываются новые школы. Особую славу приобрел в России и во всем мире Михаил Ломоносов, который сделал выдающиеся, опередившие свое время открытия в области химии, географии, физики, а также добился огромных успехов в истории, экономике, лингвистике и многих других дисциплинах. Кроме того, по инициативе Ломоносова, которую поддержал Иван Шувалов – видный государственный деятель тех времен, а также покровитель наук и искусств, – в 1755 году был создан Московский государственный университет. В нем начали работать факультеты философии, медицины и права. Все студенты начинали обучение на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Затем они могли продолжить специализированное образование на юридическом, медицинском или на том же философском факультете.

Кроме того, в 1783 году Екатериной II была создана Академия Российская. Ее главной задачей стало исследование русского языка. Сегодня ее преемником считается Отделение историко-филологических наук РАН.

Позже университеты открылись и в других крупных городах Российской империи. В 1802 году университет появился в Дерпте, 1803 году – в Вильно, 1804 году – в Казани и Харькове, в 1819 году – в Санкт-Петербурге. Также начало развиваться и специализированное образование. В 1804 году в Санкт-Петербурге на базе Горного училища открылся Горный кадетский корпус – высшее учебное заведение горного профиля, а в 1809 году – Институт инженеров путей сообщения. Позже, уже в 1830 году, появилось и Московское ремесленное учебное заведение сначала с шестилетним, а потом девятилетним курсом обучения. Сегодня оно носит название МГТУ им. Н. Э. Баумана.

М.В.Ломоносов. Прижизненное изображение. Бумага, гравюра резцом. Э.Фессар и К.А.Вортман. 1757 г. Фото: Wikimedia Commons
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Изначально в стиле классицизм было выполнено старое здание МГУ имени М. В. Ломоносова на Моховой улице в Москве. Его также называют Казаковским корпусом – по имени архитектора Матвея Казакова, который разработал монументальный проект.

Акварель неизвестного художника. Московский университет и река Неглинная, слева церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. 1790-е гг. Фото: Wikimedia Commons

Согласно задумке, новый университет должен был стать воплощением «храма науки». В центре композиции находился двухэтажный Большой актовый зал, увенчанный куполом. Со стороны главного фасада актовый зал и вестибюль выделял восьмиколонный ионический портик. Скругленные боковые крылья образовывали небольшой двор, который был отделен от улицы ажурной металлической оградой. В архитектурном сооружении сочетались одновременно величие и простота.

Москва, Россия. Старые корпуса Московского университета на Моховой улице. Фото: А.Савин / Wikimedia Commons

В 1812 году здание серьезно пострадало во время пожара. Выгорел верхний деревянный этаж, частично уцелели лишь нижний каменный этаж и стены. Позднее здание было реконструировано другим архитектором – Доменико Жилярди. Тогда оно приобрело черты ампира. 



Сегодня в Казаковском корпусе находятся фонды университетской библиотеки, а также Институт стран Азии и Африки. Кроме того, там регулярно проводятся научные конференции и фестивали.

III. Ампир
Император Наполеон I в своем кабинете в 1807 году. Фото: Wikimedia Commons Спальня Наполеона в Большом Трианоне, Версаль, Франция. Фото: Wikimedia Commons Портрет Царя Освободителя Кисти Джорджа Доу / Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф». Фото: Wikimedia Commons

Ампир называют последним «королевским» стилем и относят к позднему классицизму. Он возник во Франции во времена правления Наполеона Бонапарта, который, придя к власти, стремился окружить себя роскошью и богатством. Название ампир не случайно происходит от французского слова «empire», ведь главная цель этого художественного стиля — восхваление фигуры императора и его военных успехов.

В ампире возродились архитектурные формы Римской империи и Древнего Египта. Мастера того времени вдохновлялись археологическими находками, сделанными в заново открытых Помпеях и Геркулануме, а также Египетским походом Наполеона Бонапарта. Для зданий той эпохи характерны прямые линии и соблюдение правил симметрии, наличие колонн и фронтонов с барельефами. В качестве декора использовались объемные изображения воинов, львов, орлов и сфинксов, что должно было указать на сходство между могуществом наполеоновской и Римской империи.

Во Франции ампир «прожил» недолго — менее двух десятилетий. Зато в России, где в начале XIX века еще было модно увлечение французской культурой, он главенствовал примерно до 1840-х годов. Ампир обрел популярность благодаря Александру I, которому архитекторы Персье и Фонтен до войны 1812 года посылали альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». При этом в нашей стране художественный стиль несколько видоизменился: он отличается большей мягкостью и живописностью, в то время как у французских архитекторов ампир — жесткий и холодный.

Российский научный фонд

В период с 1823 по 1826 годы в Москве по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева построили здание Опекунского совета. Оно находилось неподалеку от Воспитательного дома – благотворительного учреждения, предназначавшегося для брошенных детей и сирот. Здесь им давали образование, обучали ремеслам, готовили к самостоятельной жизни. В Воспитательном доме действовали Латинские классы, Повивальный институт и Классические курсы, на которых молодых людей готовили к поступлению на медицинский факультет Московского университета.

Московский Опекунский совет управлял Воспитательным домом и его делами. Для пополнения своего бюджета он имел право заниматься ссудно-залоговыми операциями, печатать и продавать игральные карты, фарфоровые, кожевенные и другие изделия.

Поэтому он ведал банковскими учреждениями – Ссудной, Сохранной и Вдовьей казнами. Вырученные Опекунским советом деньги шли на содержание благотворительного заведения. Помимо московского Опекунского совета существовал также петербургский, который выполнял аналогичные функции в столице Российской империи. Позднее оба совета были объединены в один.

Здание Опекунского совета, выполненное в стиле ампир, стало украшением Солянки. Изначально ансамбль включал в себя шесть отдельно стоявших корпусов – их число, вероятно, намекало на количество членов Опекунского совета, состоявшего из шести Директоров, которые должны были «дом оный во всех нуждах защищать».

Центральным ядром композиции стал двухэтажный главный корпус с ионической колоннадой. Он предназначался для Совета Опекунов и Сохранной казны воспитательного дома. Его портик был украшен лепным гербом с двухглавым орлом, гирляндами по бокам и надписью «1825 годъ». Ниже располагалась золоченая надпись «Опенкунскiй Советъ», а также сложный фриз с изображением играющих детей. Этот декор можно видеть над входом в здание и сегодня.

Еще одна приметная архитектурная деталь – огромный купол, выполненный по образцу древнеримских храмов. Это характерная деталь стиля ампир. По главным осям каждого из фасадов были расположены полукруглые окна. К ним с двух сторон летят фигуры трубящей Славы.

По бокам основного здания находились два жилых флигеля, а во дворе – хозяйственные постройки. Между флигелями и главным корпусом разместились парадные въезды, которые украшали два белокаменных пилона, увенчанные фигурами лежачих львов. Спустя 20 лет здание было реконструировано по проекту Михаила Быковского, и все постройки были объединены в единое целое.

В разное время в здании находились первая Московская сберегательная касса, Дворец труда, Дом охраны младенца, Академия медицинских наук. Сейчас здесь расположились аппарат медицинского отделения Российской академии наук, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский научный фонд.

Фонд был создан в целях поддержки фундаментальных и поисковых исследований и развития коллективов, занимающих лидирующие позиции в различных областях науки. Сегодня РНФ – один из эффективных инструментов грантового финансирования. Благодаря гибкой системе управления он может своевременно реагировать на изменение тенденций в развитии мировой и отечественной науки.

IV. Эклектика
Начатая в 1882 году по чертежам Антонио Гауди и до сих пор незаконченная базилика Искупительного Храма Святого Семейства в Барселоне, снято с Каса-Мила, сентябрь 2009 (строительные краны на фото заретушированы). Фото: Bernard Gagnon / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0,2.5,2.0,1.0 Храм всех религий. Дом и культурный центр, построенный в Казани местным художником Ильдаром Хановым. Фото: Maarten / Wikimedia Commons / CC-BY-2.0

Традиционно эклектика — это архитектура переходного периода. Ее появление отражает многие процессы в России: это и бурное промышленное развитие страны, и постепенная урбанизация.

В архитектуре ощущалась усталость от строгого классицизма. Поэтому вместе с эклектикой разрушается свойственная классицизму «иерархичность», а ордер перестает быть высшей мерой прекрасного. Решения планов и фасадов в период эклектики опираются на принципы классической архитектуры, но в декоре появляются самые разные стилевые темы различных исторических периодов. В это время заново открываются и возрождаются неклассические архитектурные мотивы — готика и восточная архитектура, народное и региональное зодчество. Однако разнообразные исторические мотивы проявляются только в декоре. Построения планов и схемы разрезки фасадов остаются в рамках классических принципов.

Остро встает вопрос исторического наследия: как его обновлять и на что при этом следует ориентироваться? В поиске ответа архитекторы смешивают разнородные стили прошлого. Появляется множество «неостилей»: необарокко, неоренессанс, неогреческий. Но мастера не подражают своим предшественникам, а пытаются объединить разные течения так, чтобы создать новые оригинальные проекты. Поэтому эклектика — это очень живое, бурно развивающееся направление. И его представители далеко не всегда сходились во взглядах на то, какой должна быть архитектура в принципе.

Российская наука в период архитектуры эклектики

Во второй половине XIX века происходили серьезные социальные изменения, которые затронули разные стороны общественной жизни, включая науку и образование. В 1864 году Александр II разрешил открывать начальные (земские) школы не только церквям, но и частным лицам и общественным учреждениям, что должно было способствовать повышению уровня грамотности населения. Гимназии, в свою очередь, разделили на классические и реальные: в первых преподавались гуманитарные науки, во вторых — естественные. Кроме того, начало появляться женское высшее образование.

Наука сосредоточилась в университетах. При них стали развиваться научные сообщества: Математическое, Техническое, Физико-химическое и Историческое. Тогда же в России появилась Пулковская обсерватория, где были подготовлены самые точные на тот момент звездные каталоги в мире.

Вторая половина XIX века — начало использования электричества. В 1874 году Александр Лодыгин получил патент на угольную лампу накаливания, а пару лет спустя Павел Яблочков создал «электрическую свечу», генератор переменного тока и трансформатор электрического тока. Также особый вклад в развитие электротехники внес Александр Столетов, который исследовал фотоэлектрические явления. Благодаря его открытиям стало возможно появление фотоэлементов, звукового кино, электродвигателей.

На это время пришелся расцвет российской химии. В 1860—1870-е годы Александр Бутлеров разработал теорию химического строения органических веществ, которая говорила о том, что свойства веществ определяет порядок соединения атомов в молекуле и их взаимное влияние друг на друга, а Дмитрий Менделеев, который, как и Ломоносов, был специалистом в самых разных областях знаний, открыл периодический закон химических элементов и составил свою знаменитую таблицу.

Серьезных успехов удалось добиться и в математике. Благодаря Пафнутию Чебышеву большое развитие получили теория чисел, теория вероятностей, математический анализ. Тогда же Софья Ковалевская стала первой в мире женщиной — профессором математики и лауреатом премии Бордена Парижской академии наук за открытие третьего классического случая разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

Еще одна передовая область отечественной науки в то время — медицина. Важнейшие исследования провели Иван Сеченов, Илья Мечников, Сергей Боткин. Их работы позволили значительно продвинуться вперед в понимании устройства головного мозга человека, работы сердца, природы инфекционных болезней и иммунитета, причем не только в России, но и во всем мире.

Пулковская обсерватория, Санкт-Петербург. Фото: Vladimir Ivanov / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0,2.5,2.0,1.0 В 1878 году набережная Виктории (недалеко от Вестминстерского моста), которая раньше была освещена газом, была освещена дуговой лампой "Свеча Яблочкова", чередующейся с оригинальными газовыми эталонами, чтобы показать разницу. Фото: Wikimedia Commons Дуговые лампы Яблочкова освещают Мюзик-холл на Place du Chateau d'eau в Париже около 1880. Пулковская обсерватория 1855 г. Е. Бернарский (1819-1889). Фото: Wikimedia Commons
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук

В эклектике можно выделить несколько внутренних течений. Одно из них — псевдорусский стиль, который заимствует формы из древнерусского зодчества. В таком стиле была создана в конце XX столетия усадьба Железнова в Екатеринбурге, которая сегодня считается одним из самых ценных архитектурных памятников города.

Усадьба А.А. Железнова между 1900 и 1910гг. Фото: Wikimedia Commons

Усадьба была построена в 1892—1895 годах. Главное здание с флигелем выполнено из красного кирпича, что придает ему нарядный вид. Вход украшает башенка с декоративными элементами, также выполненными из неоштукатуренного кирпича. От улицы здание усадьбы отделяет широкая ограда с воротами.

Усадьба Железнова: улица Розы Люксембург, 56, Екатеринбург, Свердловская область. Фото: Mark Zazen / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-4.0

В 1988—2013 годах в здании располагался Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук. Сегодня его сотрудники исследуют культурно-исторические и социальные процессы разных эпох, занимаются изучением и сохранением археологического и культурно-исторического наследия народов Евразии и другими проектами, в том числе по грантам РНФ.



Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина)

Другим примером эклектики является здание Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина). Его также часто называют «замком на Аптекарском». Возведенная в 1899—1903 годах, эта постройка выполнена в стиле псевдоготики. В ней со сдержанным декором сочетаются элементы романтической архитектуры средневековья.

Государственный электротехнический университет в Санкт-Петербурге, первый корпус. Фото: Alex 'Florstein' Fedorov / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-4.0

При этом здание было оборудовано по последнему слову науки и техники — в нем имелась электрическая станция мощностью в 450 лошадиных сил и телефонная станция на 40 абонентов для нужд своих служащих. Сегодня в ЛЭТИ по грантам РНФ ведутся исследования в области инженерных наук, математики и информатики.

V. Модерн

Модерн вошел в моду в конце XIX века. В разных странах это направление называется по-разному: ар-нуво во Франции, югендштиль в Германии, сецессион в Австрии. В России закрепилось название «модерн», произошедшее от слова «modern» («современный»), которым обозначали новые тенденции в застройке городов. С одной стороны, это направление стало символом эпохи технического прогресса и мощного развития научной мысли. И вместе с тем оно отразило глубокое чувство тревоги, которое охватило российское общество на пороге нового столетия и назревающего кризиса. 

Модерн, в отличие от эклектики, стал попыткой создания полноценно нового стиля эпохи, попыткой переосмысления классических приемов архитектуры. Симметричные осевые построения уходят на второй план. Появляются сложные асимметричные композиции, состоящие из нескольких объемов. В декоре развиваются цветочные мотивы и мотивы из животного мира, преобладают сложные изогнутые линии. 

Дом Братьев Елисеевых в Санкт-Петербурге. Фото: Alex 'Florstein' Fedorov / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-4.0

Более того, стирается грань между архитектором и художником — в числе авторов проектов эпохи модерна можно встретить таких знаменитых живописцев как Николай Рерих и Виктор Васнецов. Поэтому здания нередко воспринимались как холст, и в декоре стен появились колоритные росписи и майоликовые панно.

И в то же время модерн должен был реагировать на запросы времени. Города продолжали расти, а стиль жизни людей — меняться. Как следствие, возникли и новые типы сооружений: крупные деловые центры, телеграфы, кинематографы, первые крытые спортивные залы. 

Дача Головкина (комплекс дачи Головкина): улица Советской Армии, 296, Самара, Самарская область. Фото: Омичка2016 / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-4.0

В конце XIX века в строительстве начали использовать железобетон, что дало архитекторам немыслимую по тем временам свободу. Железобетонный каркас позволил уменьшить вес зданий, и постройки потянулись ввысь. Это же повлияло и на облик фасадов: расположенные на равных расстояниях опоры придавали зданиям характерный решетчатый «рисунок». И, наконец, наружная стена перестала быть несущей и теперь могла быть выполнена в стекле. Эту возможность виртуозно использовали архитекторы, которые начали делать большие витрины и окна самых разных форм. 

Штукатурку, господствовавшую в отделке два столетия, сменили камни твердых пород — граниты, гнейсы, лабрадорит. Они позволили мастерам экспериментировать с фактурой: полировать и обрабатывать материал разными способами

Российская наука в период архитектуры модерна
Боргман, Иван Иванович. 19 Век, Неизвестный автор. Фото: Wikimedia Commons Николай Дмитиревич Зелинский. Фото: K. Iuon / Wikimedia Commons / CC-BY-4.0 Иван Павлов. Фото: Wikimedia Commons Александр Иванович Садовский. Фото периода 1900-1910гг. Фото: Wikimedia Commons

На рубеже XIX и XX веков в Санкт-Петербурге появились специализированные научно-исследовательские институты: сначала Институт экспе­ри­мен­таль­ной ме­ди­ци­ны, где развернулись исследования в области медицинской микробиологии, эпидемиологии и иммунологии, а чуть позже — Психоневрологический институт. Большую популярность обрели научные общества: если в конце 1850-х их было не более 30, то к 1890 году их насчитывалось уже около 350. Самые известные из них — Русское географическое общество, Экономическое общество и Техническое сообщество. Почти половина всех научных обществ России приходилась на медицинские. Они работали в 70 городах страны.

Особенно быстрыми темпами в конце XIX века развивалась физика. Иван Боргман открыл воз­дей­ст­вие рент­ге­нов­ских лу­чей на элек­три­че­ский раз­ряд, а Александр Садовский показал, что электромагнитное поле обладает моментом количества движения. Тогда же большой прорыв совершил Петр Лебедев, который впервые обнаружил давление света и измерил его в эксперименте.

Отдельно стоит отметить астрономию: в конце XIX— начале XX века ученые начали систематически делать фотографии Солнца, установили его поверхностную температуру, изучали движение планет, а также исследовали переменные звезды, которые впоследствии были выделены в отдельный класс под названием «цефеиды» и сегодня используются для определения расстояний в космосе.

Кроме того, развивались биология и медицина. К концу XIX века большое признание за свои работы в области физиологии кровообращения, физиологии пищеварения и физиологии мозга получил Иван Павлов, которому в 1904 году присудили Нобелевскую премию. Спустя четыре года премию вручили и Илье Мечникову за труды по иммунитету.

Также в конце XIX — начале XX века начала формироваться сеть гидрологических станций и постов, которые изучали реки и озера. Зародилась геологическая картография, получила развитие физико-химическая петрография (изучение горных пород), появилась такая дисциплина как геоботаника. Василий Докучаев к концу столетия заложил основы школы научного почвоведения и географии почв. Он открыл основные закономерности происхождения различных геологических образований и распространения почв — природную зональность.

Тогда же начали более серьезно изучаться погода и климат: в 1900 году был опубликован уникальный «Климатический атлас Российской империи».

Еще одним видным ученым тех времен был химик Николай Зелинский. Он впервые синтезировал ряд углеводородов, которые послужили эталонами для изучения химического состава нефти и основой для искусственного моделирования, и заложил основы нефтехимии. Также благодаря Зелинскому был создан хорошо знакомый нам активированный уголь и первый эффективный противогаз.

В целом перед революцией 1917 года наука в Российской империи переживала мощный подъем. Однако из-за эмиграции многих ученых, включая Владимира Зворыкина, Игоря Сикорского и Степана Тимошенко, в стране на некоторое время затормозилась плодотворная научная деятельность.

Институт экспериментальной медицины

Здание библиотеки Института экспериментальной медицины — один из интересных архитектурных памятников в стиле модерн. Оно было построено в 1913 году в Санкт-Петербурге, причем сразу именно для научного учреждения. Вход библиотеки (портал), обрамленный майоликовыми узорами, создавался для международной выставки в Дрездене, которая проходила в 1911 году. Также здание украшают герб Российской империи в окружении единорогов, сказочной птицы сирин, грифонов и орлов, и тяжелые дубовые двери с латунными накладками.

Институт экспериментальной медицины, которому принадлежит библиотека, был основан в 1890 году указом Александра III. Он работает и по сей день: здесь ведут различные медико-биологические исследования, в том числе и по грантам Фонда, включая разработку вакцины от SARS-CoV-2.

VI. Неоклассицизм
"Дом Антоновой" в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Фото: Alexander Potekhin / Wikimedia Commons / CC-BY-3.0 Управление Свердловской железной дороги. Здание управления является памятником архитектуры федерального значения, построено в 1925-1928 гг по проекту известного екатеринбургского архитектора К.Т.Бабыкина. Фото: Владислав Фальшивомонетчик / Wikimedia Commons / CC-BY-3.0 Российский архитектор Николай Леонтьевич Бенуа. Вторая половина XIX века. Фото: Wikimedia Commons

Ничто не предвещало закат модерна – казалось, что этот стиль с его гибкостью и подвижностью останется надолго. Но жажда новизны и тяга к современности в архитектуре быстро сменилась ностальгией по прошлому. В обществе назрела потребность в большом, монументальном стиле, и зодчие того времени вновь обратились к классике.

"Дом с башнями" в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Архитекторы А.Е.Белогруд и К.И.Розенштейн, 1915. Фото: Alexander Potekhin / Wikimedia Commons / CC-BY-3.0

Неоклассицизм охватил два крупнейших российских города – Санкт-Петербург и Москву. Под эгидой возвращения к корням архитекторы обратились к сохранившемуся наследию. Но полностью копировать они его не стали, скорее взяли за основу, оставив формальные признаки стиля: ордерные элементы во внешнем оформлении, листья аканта, маски, вазоны. Сами же здания вновь обрели прямые, простые линии. 

Неоклассицизм ставил перед собой масштабную задачу: возродить ансамблевую и стилевую целостность столицы, но уже с учетом развития технологий. Особенно пристально архитекторы смотрели на незастроенные части города. В Санкт-Петербурге Леонтий Бенуа и Федор Енакиев даже задумали масштабную перестройку, но не случилось: сначала грянула Первая мировая война, а потом – революция.

Российская наука в период архитектуры неоклассицизма и конструктивизма

С приходом советской власти управление наукой становится централизованным. В 1920-е годы в стране появляются хорошо знакомые нам сегодня типы учреждений: научно-исследовательские институты, академические и отраслевые институты, опытные станции, лаборатории и так далее. Научные центры формируются не только в Центральной России, но и на Урале, в Сибири, Средней Азии, Дальнем Востоке и на Кавказе.

Академия наук отметила свой 200-летний юбилей в 1925 году. Тогда же советские власти провели реорганизацию, в результате которой появилась Академия наук СССР. Перед страной стояла масштабная задача – мобилизовать науку и технику для быстрейшего экономического и культурного переустройства, чтобы « догнать передовые страны и перегнать их». Правда, до этого из страны выехали выдающиеся деятели гуманитарной науки, которые сделали блестящую карьеру на Западе: Питирим Сорокин, Николай Бердяев, Иван Ильин. Кроме того, Россия потеряла и многих специалистов в области естественных наук и изобретателей.

С другой стороны, в 1920-е годы российская наука активно восстанавливалась после революции. Начала вновь налаживаться международная коммуникация: ученые выступали с докладами на зарубежных собраниях, публиковали научные статьи. Новые идеи высказывались в области математики, экономики, механики, математической физики, химии, нейрофизиологии и генетики. Также развивались медицина, промышленность и сельское хозяйство.

Семинар А. Ф. Иоффе в Политехническом институте. 1915. Сидят (слева направо): Я.И. Френкель, Н.Н. Семенов, А.П. Ющенко, А.Ф. Иоффе, Я.Р. Шмидт, И.К. Бобр, К.Ф. Неструх, Н.И. Добронравов (обрезан на фото). Стоят: П.Л. Капица, П.И. Лукирский, М.В. Миловидова-Кирпичева, Я.Г. Дорфман.

Серьезных успехов добиваются советские ученые – Абрам Иоффе, Николай Семенов, Леонид Мандельштам, Иван Мичурин. Ряд исследователей направляется в длительные зарубежные стажировки и командировки на Запад, чтобы потом применить свои знания на родине. Так, физик и инженер Петр Капица в 1921 году отправляется в Кембридж к великому Резерфорду, ученый-естествоиспытатель и создатель биогеохимии Владимир Вернадский едет в 1926 году в Париж.

В 1920-е годы в СССР формируются конструкторские бюро, самолеты начинают летать выше, дальше, быстрее. Тогда же расширяются горизонты: в 1920 году Константин Циолковский в научно-фантастической повести «Вне Земли» предложил ракету пакетной схемы, а в 1929 году описал «ракетный поезд» – прототип многоступенчатой ракеты.

Циолковский К.Э. Металлический дирижабль. Заявочные материалы на изобретение. 1929 г. Иоффе, Абрам Фёдорович. 31 декабря 1958 Русский учёный Константин Эдуардович Циолковский, 1924 г.
Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе

В неоклассическом стиле построено здание приюта для неимущих престарелых потомственных дворян в память 300-летия дома Романовых. Средства на его создание в 1912 году выделило Петербургское губернское дворянское собрание. Строительство двухэтажной богадельни на 40 человек было завершено в 1916 году. После революции сооружение передали Физико-техническиому институту.

Политехническая улица, 26, Выборгский район, Санкт-Петербург. © / Wikimedia Commons

Сотрудниками института были четыре Нобелевских лауреата: Николай Семенов, Лев Ландау, Петр Капица и Жорес Алферов. Сегодня в учреждении ведутся как фундаментальные, так и прикладные исследования в важнейших областях современной физики и технологий, в том числе и по грантам РНФ.



VII. Конструктивизм
Комплекс общежитий Института красной профессуры строился в 1925-1928 гг. по проекту архитекторов Д.П. Осипова и А.М. Рухлядева. Дом-коммуна (Общежитие) состоит из 8 корпусов, расположенных в шахматном порядке и соединенных общим корпусом с галереями. Благодаря этому между зданиями получились уютные дворики. Здания украшают угловые окна, полукруглые выступы, скругленные балконы, ряды «косых» окон лестничных клеток. Секционная планировка обусловлена разнообразным режимом использования жилых помещений — как квартиры для постоянного проживания и как общежитие. Фото: Wikipedia / Shakko Смоленск, Дом-коммуна. Памятник архитектуры регионального уровня. Архитектор О. А. Вутке (1891-1938) © Сергей Семёнов / Wikimedia Commons CC-BY-SA-3.0 Москва. Дом культуры имени С. М. Зуева, 1931г.

Конструктивизм – короткий и очень яркий период в истории отечественной архитектуры. В начале XX века в СССР появилось множество авангардных зданий, которые до сих пор вдохновляют не только отечественных, но и зарубежных специалистов.

В 1920-е годы появляются новые формы жилья, например дома-коммуны, которые включали в себя детские сады, прачечные, столовые. Это не только должно было освободить людей от тягот быта, но и приучить их к коллективизму. 

Дом Политкаторжан в Санкт-Петербурге. © Алексей Фёдоров, Wikimedia Commons

Само название стиля отразило утилитарный подход того времени. Краеугольным камнем строительства стали конструкция и функционализм. Особо важную роль играло то, как и кем будет эксплуатироваться здание, и это определяло его будущий облик.

Для конструктивизма характерны чистые четкие линии, геометричность, отказ от декоративных элементов, присущих предшествующим историческим стилевым направлениям. Материалы, использовавшиеся в модерне ­– железо, бетон, стекло, – усилили свои позиции. При этом постройки 1920-х годов при всей необычности форм выглядят довольно аскетично. По сути, это чистые конструкции, которые, по заветам архитектора Александра Веснина, избавились от «балласта изобразительности». 

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского

В Москве на улице Радио находится комплекс зданий Центрального аэрогидродинамического института. Он был возведен в 1924–1934 годах. Архитектура его довольно простая и строгая – красный кирпич, большие окна разной формы, отсутствие декора. И вместе с тем постройки выглядят довольно выразительно.

Фото: Официальный сайт Мэра Москвы

Как и другие конструктивистские здания, комплекс ЦАГИ был ориентирован на функционализм. Наиболее ярко это видно в корпусе № 10, где расположена аэродинамическая труба. Крыша постройки полукруглой формы повторяет очертания испытательной установки. Уникальность зданию придает и вышка с ветросиловой лабораторией – визитная карточка Института. 

В ЦАГИ работали лучшие отечественные специалисты в области авиации и конструкторы – Николай Жуковский, Сергей Чаплыгин, Сергей Королев, Иван Сидорин, Андрей Туполев. Сегодня Институт – один из крупнейших в мире центров авиационной науки, в котором ведутся исследования в области аэроакустики, аэродинамики и других областях, в том числе по грантам РНФ.

Фото: Официальный сайт Мэра Москвы Фото: Официальный сайт Мэра Москвы
Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза

Другой образец конструктивизма – Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза. С воздуха здание напоминает аэроплан того времени — с «кабиной пилотов», крыльями, фюзеляжем и хвостом. Такие очертания сооружения не были случайностью. В 1920-е годы архитекторы намеренно придавали постройкам очертания символов прогрессивной эпохи. 

ЦНИИТ в 2021 году отметил 100-летний юбилей. Сегодня здесь ведутся фундаментальные исследования, посвященные реакциям организма при взаимодействии с туберкулезной инфекцией.

VIII. Период освоения классического наследия

Период освоения классического наследия сегодня называют по-разному — «сталинский ампир», «сталинский монументализм», «советский монументальный историзм». Условной границей перехода к новой архитектуре стал конкурс на проектирование Дворца Советов — здания, которое задумывалось как «эмблема грядущего могущества, торжества коммунизма» и предназначалось для проведения собраний, съездов и размещения органов государственной власти. На конкурс было подано более сотни заявок, но, вопреки ожиданиям конструктивистов, в финал прошли только проекты в классическом стиле. Это стало сигналом о стилевой переориентации архитектуры.

В начале 1930-х годов специалисты пребывали в растерянности и до конца не понимали требований власти. Частичная ясность появилась после публикации конкурсного проекта Дворца Советов Бориса Иофана, который стал первым официальным образцом для подражания. Также в 1933 году в августовском номере журнала «Архитектура СССР» вышла передовая статья, где было объявлено, что главная задача советских архитекторов — «борьба за архитектурное качество». Под борьбой подразумевался контроль за строительством, чтобы не нарушался творческий замысел, и решительный и бесповоротный разрыв с безликим примитивом «домов-коробок» — то есть фактически отказ от конструктивизма.

"План Москвы в соответствии с Генеральным планом реконструкции.
Высотные здания Москвы:
1 — здание МГУ
2 — гостиница «Украина»
3 — жилое здание на Кудринской площади
4 — здание МИД СССР
5 — Дворец Советов (не построен)
6 — административное здание в Зарядье (не достроено, разрушено)
7 — гостиница «Ленинградская»
8 — административно-жилое здание на площади Красных Ворот
9 — жилое здание на Котельнической набережной"


В целом сталинский стиль в знакомом нам виде сформировался уже к концу десятилетия. Несмотря на видимое разнообразие, это, прежде всего, «ордерная» архитектура, которая ориентируется на традиции прошлого. Не случайно некоторые здания тех времен напоминают античные храмы с их колоннами и портиками. Правда, классические мотивы адаптируются к советским реалиям, и сюжеты из древнегреческой мифологии на барельефах сменяют партийная символика, сцены из жизни советских людей, военная тематика. Изображения и барельефы зачастую привязаны к функции и образу зданий. Так, например, стадионы часто украшали фигурами атлетов. 

Еще одна черта периода освоения классического наследия — тесные отношения архитектуры и власти. Огромную роль в облике сооружений играла идеология. Новые постройки должны были не только воплощать величие коммунистической мечты и могущество государства, но и оставаться «понятными народу». Именно поэтому здания той эпохи выглядят совершенно непохожими на творения авангардистов: массивными, монументальными и завершенными.

Кроме того, в сталинской архитектуре угадываются и черты популярного в 1930-е годы ар-деко. Образцом служил район Манхэттен в Нью-Йорке и другие американские небоскребы начала прошлого столетия. 

Большинство зданий строятся из кирпича и отделываются мокрой штукатуркой. Бетонный каркас используется лишь для строительства грандиозных сооружений, например знаменитых высоток. Благодаря такому выбору материалов постройки сталинской эпохи отличаются долговечностью: срок службы довоенных домов составляет около 150 лет, послевоенных — 125. 

Дворец советов. Картина Александра Федоровича Котягина. Ранее 1947г. Станция Новокузнецкая. © Andrey Kryuchenko / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0
Российская наука в период архитектуры «сталинского ампира»
Строительство Днепрогэса в Запорожье. начок «50 лет СССР. Индустриализация», 1977 г. Фото: Александр Гуняков / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-4.0 Борис Патон. Фото: www.kremlin.ru / CC-BY-4.0 CC-BY-3.0s Экскурсанты в зале 10 ГэВ синхрофазотрона ОИЯИ. На переднем плане ярмо огромного магнита ведущего поля. © Eto shorcy / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0 Телеграмма И.В. Сталина с поздравлением по случаю ввода в эксплуатацию Сталинградского Тракторного завода

В 1930-е годы централизация управления наукой усиливается. Академия наук подчиняется Совету народных комиссаров СССР, а ее президиум переезжает из Санкт-Петербурга в Москву. Тогда же начали появляться новые научные центры — создаются филиалы Академии наук в регионах и Союзных республиках. Всего к концу 1941 года их насчитывалось семь: Азербайджанский, Армянский, Казахский, Таджикский, Туркменский, Узбекский и Уральский.

Стремительно росло число высших учебных заведений. К 1932 году их число увеличилось почти в 3 раза (до 428) по сравнению с 1920-ми годами, а число обучающихся в них студентов — почти в 2 раза (до 303,2 тысяч).

Главный упор в эпоху индустриализации шел на прикладные науки. Особенно это стало актуально в военное время: в планы работ Академии наук были включены темы по удовлетворению нужд фронта в областях авиации, артиллерии, инженерного и военно-морского дела и связи. В те десятилетия проводились фундаментальные исследования в области физики и радиохимии. Наработанная научная база позволила СССР создать и испытать атомную бомбу.

Индустриализация требовала новых ресурсов. Активно развивалась геология, на территории страны велась интенсивная разведка полезных ископаемых, что было связано с ростом промышленности. Металлурги изучали свойства металлов и сплавов. Кроме того, на территории СССР велись исследования новых видов сырья и источников энергии.

Вторая половина 1940-х годов была омрачена трагедией отечественной биологии: на печальной сессии ВАСХНИЛ 1948 года была фактически запрещена генетика. Вместе с тем, несмотря на тяжелую в целом обстановку, СССР удалось добиться серьезного успеха в некоторых направлениях. Например, в Дубне в 1949 году был в рекордно короткие сроки запущен синхроциклотрон, благодаря чему возникла новая область научных исследований — физика частиц высо­ких энер­гий

Наука успешно обеспечивала базу промышленности в годы Великой Отечественной войны. Борис Патон, советский ученый в области металлургии и технологии металлов, разработал уникальные установки для автоматической сварки, которые позволили ускорить сборку танков, также в СССР были созданы реактивные системы залпового огня, включая знаменитую «Катюшу».

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Одним из важнейших зданий эпохи освоения классического наследия можно по праву считать Главное здание МГУ имени М. В. Ломоносова. Это крупнейшая из семи сталинских высоток, расположенная на одной из самых высоких точек Москвы. Удивительное по своим масштабам сооружение было построено всего за четыре года — с 1949 по 1953 год. Сегодня это один из самых ярких памятников советской эпохи и символ величия науки.

Центральный корпус Главного здания насчитывает 32 этажа. Его высота со шпилем — 240 метров. Изначально Главное здание предполагалось увенчать 35—40-метровой фигурой Владимира Ленина, которая должна была символизировать стремление науки к высотам знаний. Позже от идеи отказались и вместо статуи установили звезду в венке из колосьев.

Главное здание облицовано различными породами натурального камня. Вход украшают мраморная лестница, восьмиколонный портик с бронзовыми знаменами и барельефы «Дружба народов» и «Народ-созидатель». От центральной башни с часами отходят 18-этажные крылья. Там установлены огромные часы, термометр и барометр.

Сегодня МГУ имени М. В. Ломоносова — один из ведущих университетов страны, где обучается около 40 тысяч студентов. Он включает 15 научно-исследовательских институтов, 43 факультета, более 300 кафедр. МГУ занимает первое место по количеству поданных заявок и полученных грантов РНФ в 2020 году. 

Казанский (Приволжский) федеральный университет
Здание Института международных отношений Казанского Университета. Фото: kpfu.ru Казань. Скульптура "Загадки Шурале" (на переднем плане) и здание Института международных отношений Казанского Университета (на заднем плане). Фото: Andris Malygin / Wikimedia Commons / CC-BY-3.0

Монументальные сооружения возводили не только в Москве, но и в Казани. Одно из них — бывшее здание «Казэнерго», где теперь находится Институт международных отношений Казанского федерального университета. Архитектурный памятник, возведенный в 1949−1951 годах, интересен тем, что в нем, помимо классических, угадываются национальные татарские мотивы. Многие архитекторы того времени считали главное здание энергетиков украшением столицы республики. 

История КФУ, факультет которого расположился в здании, насчитывает более 200 лет. Университет известен сильными школами математики, физики, биологии, химии и языкознания. По грантам РНФ сегодня здесь ведутся самые разные исследования, в том числе в области поиска альтернатив пестицидам, применения искусственного интеллекта для химических задач, решения актуальных проблем астрофизики и космологии, оценки влияния изменений климата на окружающую среду, прогнозирования развития блокчейн-технологий и др.

IX. Модернизм

На смену грандиозной, отчасти имперской архитектуре эпохи Сталина пришла архитектура модернизма – более аскетичная, типовая, функциональная. Ее официальным днем рождения считается 4 ноября 1955 года. Тогда вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило начало крупномасштабной кампании по борьбе с излишествами. Основой строительства новой эпохи стал функционализм.

Главный символ советского модернизма – это прежде всего типовая застройка. Именно в тот период появились знаменитые «панельки», одинаковость которых обыграл Эльдар Рязанов в знаменитой комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». Здания превратились в своеобразный конструктор, который можно было собирать из отдельных блоков. А затем из этих зданий собирались целые районы.

Такой подход к строительству был связан в первую очередь с необходимостью быстро обеспечить жильем большое количество населения. Этим же объясняется и выбор материалов – наибольшей популярностью пользовались дешевые и доступные железобетон, стекло и металл. Постройки иногда облицовывали ракушечником, песчаником или мрамором, но чаще всего глазам публики представали просто «голые» стены.

Вторая половина 1950-х – конец 1980-х в науке
Парадный портрет советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина с наградами. Источник: Mil.ru / Wikimedia Commons / CC-BY-4.0 «Обнинская АЭС - первая АЭС в мире». Здание, в котором расположен реактор Обнинской АЭС - первой в мире АЭС. В 2002 году АЭС выведена из строя, в настоящее время в ней расположен музей атомной энергетики. Россия , Калужская область. Фото: РИА Новости архив, Изображение #409173 / Pavel Bykov / CC-BY-SA 3.0 Телерадиола "Беларусь-5" в обычном советском доме. 60-е годы ХХ века. Автор: Карпенко Микола Михайлович / Wikimedia Commons / CC-Zero

С середины 1950-х годов советская наука начала двигаться вперед огромными шагами. В 1954 году была запущена первая в мире атомная электростанция в Обнинске, в 1957 году заработал мощный ускоритель частиц – синхрофазотрон, в 1961 году Гагарин совершил полет вокруг Земли.

Бурно разрабатывались атомные проекты. Особое внимание уделялось решению проблемы энергоснабжения. В 1964 году в Курчатовском институте был создан первый в мире реактор «Ромашка» с прямым преобразованием тепловой энергии ядерного реактора в электрическую.

На подъеме были радиотехника и электроника: в домах советских людей появляются отечественные телевизоры. Больших успехов добилась и послевоенная медицина. К середине 1960-х годов РСФСР практически ликвидировала ранее наблюдавшееся отставание в продолжительности жизни населения по сравнению со странами Запада.

«Звездой» советской науки, безусловно, была космонавтика. Буквально за десятилетие СССР прошел путь от запуска первого искусственного спутника Земли до посадки аппаратов на Луну. Отечественный ученый Сергей Королев отныне – один из основоположников мировой космонавтики и ракетостроения.

К 1975 году в СССР действовали 856 вузов, в которых обучались более 4,9 миллиона студентов. Советский Союз по численности студентов на 10 тысяч человек обогнал такие развитые страны, как Великобритания, ФРГ и Франция. Кроме того, к тому моменту наладились международные контакты. Советская наука на многих направлениях заняла лидирующие позиции.

В период с 1950-х по 1970-е годы советские ученые получили Нобелевские премии по физике и химии:

  • 1958 год. Павел Черенков, Игорь Тамм, Илья Франк за эффект Вавилова — Черенкова;
  • 1962 год. Лев Ландау за обоснование теории жидкого гелия;
  • 1964 год. Николай Басов и Александр Прохоров за работу в области квантовой электроники;
  • 1956 год. Николай Семенов за исследование химических реакций;
  • 1978 год. Петр Капица за работы в области физики низких температур.

Кроме того, в 1975 году Леонид Канторович получил премию по экономике памяти Альфреда Нобеля за теоретическое обоснование системы оптимального распределения ресурсов.

Сибирское отделение Российской академии наук

В эпоху модернизма в России начали строить академгородки. Это были своего рода «замкнутые экосистемы» для занятия наукой, которые включали не только институты и отделения Академии наук, но и жилые дома, магазины, клубы, кинотеатры, поликлиники и детские сады.

Ярким примером такого научного центра может служить Новосибирский Академгородок СО РАН, который также называют Золотой долиной – это название ученые придумали в первую же осень, когда все березы вокруг стали желтыми. Его строительство началось в 1958 году. И всего спустя пару лет посреди леса в двадцати километрах от Новосибирска уже появилось три научных института, которые работают и по сей день: гидродинамики, геологии и геофизики и ядерной физики. Тогда же в Золотой долине были получены и первые научные результаты: Богдан Войцеховский создал знаменитую гидропушку – чудо техники, которое обрело огромную популярность в СМИ.

© / Wikimedia Commons /

Сегодня в Новосибирском научном центре по грантам РНФ проводятся совершенно разные исследования – от изучения неандертальцев и неолитических цивилизаций Евразии до управления плотностью плазмы в токамаке и разработки геофизических систем наблюдения на дрейфующих льдах.

Оригинальные архитектурные проекты стали большой редкостью, но именно они сегодня считаются образцами стиля. Уникальные формы зданий, вызывающие ассоциации с космическими кораблями, акцентные мозаичные панно, остекленные фасады — все это характерно для советского модернизма. Кроме того, появился запрос на разработку с нуля до сих пор не существовавших типов сооружений, включая научные институты.

Это была территория экспериментов, где у архитекторов было чуть больше свободы, но и меньше права на ошибку. Поскольку во время хрущевской оттепели специалисты наконец-то смогли выезжать за рубеж и получили доступ к иностранным журналам, в облике построек иногда угадываются интернациональные черты.

Институт биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова Российской академии наук

Пожалуй, одним из самых заметных архитектурных проектов в стиле модернизма можно считать Институт биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Российской академии наук. Это уникальное здание, выполненное в виде двойной спирали ДНК, было построено в середине 1970-х — начале 1980-х годов. Над его созданием трудилось множество специалистов, включая академика Юрия Овчинникова — на тот момент директора Института. Именно благодаря ему здание имеет такую эффектную форму.

Сегодня ИБХ РАН — один из лидеров по исследованиям в области молекулярной и клеточной биологии, биоорганической химии, биоинженерии и редактирования генома. Здесь по грантам РНФ исследователи изучают, как бороться со злокачественными опухолями, предотвращать негативные последствия сердечно-сосудистых заболеваний и различные воспалительные процессы, ищут альтернативы современным антибиотикам и многое другое.

Национальный научный центр морской биологии имени А. В. Жирмунского
Главное здание ННЦМБ ДВО РАН. Фото: О. Васик

Другим интересным примером модернистской архитектуры может служить Национальный научный центр морской биологии имени А. В. Жирмунского. Это круглое здание с высокой башней на береговом утесе, которое отчасти напоминает знаменитые дома-кольца в Москве. В Центре проводятся фундаментальные исследования флоры и фауны дальневосточных морей и Тихого океана, разрабатываются лекарства, а также ищутся способы разведения ценных морских организмов.

X. Современная архитектура

В архитектуре XXI века нет единого доминирующего стиля, сегодня архитекторы работают в самых разных направлениях. Однако даже не похожие друг на друга проекты объединяет общая черта: в них применяются передовые технологии и новые строительные материалы. Это позволяет создавать небывалые по своим масштабам сооружения, которые удивляют своей оригинальностью.

Наука в постсоветской России
Жорес Иванович Алфёров (род. 1930) — российский физик. Фото: Council.gov.ru / Wikimedia Commons / CC-BY-4.0 Новосёлов, Константин Сергеевич. © Zp2010 / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0 Абрикосов, Алексей Алексеевич Гейм, Андрей Константинович. © Holger Motzkau 2010, Wikipedia/Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0

На начало 1990-х годов пришелся распад Cоветского Cоюза. Это было трудное время для науки: всего за десятилетие число исследователей упало в 2,5 раза. Финансирование науки снизилось, зарплаты ученых не хватало на жизнь.

Руководство страны предполагало, что вместе со сменой политического режима и приватизацией наука превратится из государственной в гражданскую. Ожидалось, что появится мощный частный сектор, который возьмет на себя научно-техническую модернизацию хозяйства и содержание научной системы России. Однако такой подход оказался несостоятельным.

Ситуация начала постепенно улучшаться с начала 2000-х годов. Начало расти финансирование научных исследований и разработок. Сегодня затраты на науку продолжают увеличиваться — в 2019 году они составили 1,1 триллиона рублей. Изменился средний возраст ученых: в 1990-х наука заметно «постарела», но сейчас самая многочисленная когорта исследователей — молодые люди в возрасте от 30 до 39 лет. Кроме того, в стране развивается грантовая система финансирования, Россия активнее участвует в международных коллаборациях. 

Российские ученые ведут исследования в самых разных областях и добиваются немалых успехов. С 2000 года Нобелевские премии получили Жорес Алферов, Виталий Гинзбург,а также наши соотечественники Алексей Абрикосов, Константин Новоселов и Андрей Гейм. В 2020 году Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавирусной инфекции — она получила название «Спутник V».

Вакцина Спутник V. Фото: Mos.ru / Wikimedia Commons / CC-BY-4.0

Сегодня идет развитие исследовательской инфраструктуры, создаются научные центры, функционирует система поддержки молодых талантов и привлечения к научным проектам соотечественников за рубежом. Наука вышла в ранг ключевых национальных приоритетов. Для ее поддержки создан отдельный национальный проект. По результатам реализации нацпроекта «Наука», рассчитанного на 2019—2024 годы, Россия должна войти в пятерку мировых научных лидеров по приоритетным направлениям. 2021 год был объявлен в России Годом науки и технологий.

Сколковский институт науки и технологий

Один из примеров современной архитектуры — здание Сколковского института науки и технологий, расположенное на западе Москвы. Его авторы — швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron, обладатели престижной Притцкеровской премии.

Если посмотреть на Сколтех с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что здание выполнено в форме кольца диаметром 280 метров и внутри поделено на два полукруга. Они, в свою очередь, дробятся прямоугольными корпусами. Во внешнем кольце, Агоре, находятся деканаты факультетов, административные помещения и места для совещаний, а в прямоугольных зданиях внутри — учебные кабинеты и аудитории. На пересечении колец находится Центральная аудитория, а рядом с ней — Центральный двор, который видно со всех колец и из большинства прямоугольных блоков.



Часть здания и внутренние корпуса стоят на ножках, что отсылает к архитектуре Ле Корбюзье. Это же обеспечивает и связанность внутренних двориков. Строение покрывают одинаковые покатые крыши, объединяющие все элементы в единое целое. В оформлении внешнего фасада здания использованы вертикальные деревянные блоки, создающие игру света и тени.

Научная деятельность Сколтеха сосредоточена вокруг ключевых направлений российской экономики. В Институте ведутся исследования в области наук о данных и искусственного интеллекта, современных материалов, фотоники и квантовых технологий, энергоэффективности и наук о жизни. Сегодня в Сколтехе функционирует девять Центров науки, инноваций и образования, специалисты которых работают в том числе по грантам РНФ.