Два дня активного взаимодействия психологов, медиков, педагогов, практиков, и производителей детского контента собрали у экранов свыше десяти тысяч онлайн-зрителей со всего мира. В рамках Форума было проведено 10 симпозиумов, заслушаны выступления 85 спикеров из 20 стран, представлено более 200 докладов.
Церемония открытия началась с приветственного слова председателя организационного комитета Форума, президента Российского психологического общества, декана факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директора Психологического института РАО, академика РАО Юрия Петровича Зинченко. Юрий Петрович подчеркнул, что Форум является традиционной площадкой междисциплинарного диалога, взаимодействия представителей кафедр ЮНЕСКО и Всемирной организации дошкольного образования при ЮНЕСКО.
Президент Панафриканского психологического союза (PAPU) Сет Купер подчеркнул, что именно совместная работа поможет создать благополучное общество и будущее наших детей, чему способствует проведение Форума.
Президент Кубинского психологического общества Хорхе Энрике Торральбас Осле отметил, что все сферы жизни современного человека сосредоточены в телефоне, гаджеты стоит рассматривать, прежде всего, как инструменты, а не артефакты. Киберпространство становится точкой взаимодействия не только в социальной, но и политической жизни, в этой связи необходимо помнить о таком понятии. как экспертность.
Профессор Джинджин Лу из Сианьского университета (Китай) в своем выступлении отмечала огромную роль гаджетов в жизнь детей Китая. В большинстве семей вся коммуникация осуществляется посредством гаджетов. Частое их использование приводит к сложностям в обучении с помощью цифровых инструментов. Примером позитивного опыта использования цифровых средств может служить опыт индийских коллег, технологии виртуальной реальности в обучении, о которой рассказала профессор Прияранджан Марал.
Опытом использования онлайн средств в обучении детей дошкольного возраста поделились специалисты по дошкольному воспитанию из Бахрейна Ярослава Поттосина и Лизелль Ламбрехтс. Коллеги отметили два важных аспекта онлайн обучения: последовательность обучения и поддержку учащихся, а также особую роль педагога, которая не должна носить развлекательный характер. Особую роль в дистанционном обучении играет саморегуляция, умение ставить себе задачи в ситуации неопределенности, которую формирует Интернет-среда.
В обсуждении Интернет-пространства в контексте влияния и включенности ребенка участвовали специалисты из Турции, Кубы, Кении, России, Узбекистана и Кыргызстана. Ирина Ильинична Комарова, представитель кафедры ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, отметила, что детские медиа — это особенная сфера влияния и качественный контент должен повышать общий уровень ребенка. Денис Владимирович Дунас (Россия), ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, говорил о том, что успешная самореализация в медиасреде приводит к успешной адаптации.
Социализация в киберпространстве также имеет негативные последствия, с которыми сталкиваются дети. Одним из таких проявлений является кибербуллинг. Профилактика буллинга и кибербуллинга — это, прежде всего, работа со «зрителями» буллера. Исследования Елены Николаевны Волковой (Россия) показывают, что путь решения проблемы буллинга – это трансформации негативных ролей, перевод с пассивной роли наблюдателя в активную роль защитника. Важно и обучение родителей, их поддержка подростков в использовании Интернета, в противовес использованию жёстких ограничительных мер.
Особой линией, отраженной во многих докладах, выступил вопрос о развитии отдельных психических функций на фоне новых возможностей цифровизации и в соответствии с задачами развития возраста в русле культурно-исторической психологии. Николай Евгеньевич Веракса (Россия), профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, подчеркнул необходимость различения возможностей игровой и проектной деятельности в дошкольном возрасте. Ольга Витальевна Рубцова и Ольга Викторовна Саломатова (Россия), представители кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» указали на результаты исследований, свидетельствующие о снижении уровня развития игры у детей.
Секция, посвященная особенностям обучения математике, вызвала особый интерес. В работе секции приняли участие ученые из Мексики, Колумбии, Бразилии и России.
Клинические и психологические аспекты развития детей в цифровом мире, особенности использования цифровых средств и современных технологий в психотерапии и коррекции были раскрыты в докладах отечественных ученых кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г. Сухаревой.
Секция Всемирной организации дошкольного образования под эгидой ЮНЕСКО прошла под руководством президента Российского комитета Ларисы Леонидовны Шевченко и собрала представителей из разных стран. Коллеги обсудили проблемы и педагогические вызовы, обменялись практическими наработками в области обучения детей. Особое внимание было уделено использованию различных техник в работе с детьми, таких, как куклотерапия, работа с музыкальным театром (Светлана Амирова, Россия), создание мультфильмов с детьми (Гузель Файзуллина, Россия), использование детской литературы (Нектариос Стеллакис, Греция), а также применение и совместная разработка современной робототехники (Андрей Кравцов, Россия).
Важно отметить, что российскими спикерами были представлены результаты более, чем 20 проектов, поддержанных Российским научным фондом, что еще раз подчеркивает актуальность выполняемых исследований, их высокий научный уровень и востребованность в мире.